Американские прямые инвестиции в Нидерланды сосредоточены в сфере финансов (более половины общего объема), а основной сферой деятельности голландских компаний в США является обрабатывающая и нефтяная промышленность (35% и 15% общего объема прямых инвестиций соответственно). Из отраслей обрабатывающей промышленности выделяются химическая и машиностроение (52% прямых вложений голландских компаний). В сравнении с другими иностранными инвесторами в США, по объему вложений в машиностроение голландские компании уступают только японским и немецким; а в химической индустрии – английским, немецким, швейцарским и французским.
Крупнейшим после Голландии иностранным инвестором в американскую экономику является Германия, наиболее интенсивно (в 19 раз) увеличившая прямые инвестиции в США за последние два десятилетия (для сравнения: голландские инвестиции возросли в 8, а английские – в 16 раз). Значительно расширили свою производственную деятельность в США фирмы BASF, Bayer, Hoechst, Volksvagen, Mannesmann, Siemens и другие.
В последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост прямых инвестиций в США из продвинутых в экономическом отношении азиатских стран – Сингапура, Гонконга, Тайваня, – а также из ряда латиноамериканских стран – Панамы, Мексики и др.
Приоритетной сферой приложения прямых иностранных инвестиций продолжает оставаться обрабатывающая промышленность США при стабильном лидерстве химической индустрии, машиностроения и пищевой промышленности.
Итак, в настоящее время, по-видимому, можно говорить о формировании единого глобального инвестиционного пространства, функционирующего по одинаковым для всех правилам игры.
2.5 Сравнение рынков международных инвестиций России и США
Для сравнения рынков международных инвестиций России и США составим таблицу 5,куда катко сведем наиболее показательные из всех приведенных выше данных.
Таблица 4. Сравнение рынков международных инвестиций России и США
Критерий | РФ | США |
Общий объем иностранных инвестиций в экономику страны в 2007 г. | 210,0 млрд. дол. | 2600 млрд. дол. |
Крупнейший иностранный инвестор | Кипр (22,6% общей суммы), Нидерланды (16,4%) и Люксембург 16,0%) | Великобритания(18% общей суммы)Германия (13,4%)Нидерланды (11,9% общей суммы) |
Объем рынка инвестиций, принадлежащий крупнейшему инвестору | 22,6% | 18% |
Приоритетная сфера приложения иностранных инвестиций | Добывающая промышленность | Обрабатывающая промышленность |
Приоритетные отрасли промышленности приложения иностранных инвестиций | Нефтедобывающая промышленность, лесозаготовительная промышленность | химическая индустрия, машиностроение и пищевая промышленность |
По результатам анализа таблицы 5 можно сделать вывод, что международные инвестиции в России в суммовом выражении более чем в 10 раз меньше, чем в США.
Отличаются крупнейшие инвесторы: если в России крупнейшим иностранным инвестором является Кипр, то в США — это Великобритания.
Такое серьезное присутствие Кипра в международном инвестировании в России можно объяснить тем, что Кипр является крупнейшей оффшорной зоной на которой обирается международный капитал. Большинство иностранных фондов, работающих в России, зарегистрировано в офшорах, характеризующихся благоприятным режимом налогообложения и упрощенным механизмом регистрации компаний.
В распределении долей рынка между инвесторами особой разницы нет — три крупнейших инвестора делят между собой примерно половину рынка международных инвестиций как в России, так и в США.
Интересно также отметить и разницу в отраслевой структуре международных инвестиций России и США. Если в США основная масса инвестиций идет в обрабатывающие отрасли, то в России это отрасли добывающие.
Россия продолжает эксплуатировать свои природные ресурсы вместо того, чтобы развивать обрабатывающие отрасли. Таким образом, Россия для западных стран по прежнему остается «сырьевым придатком».
Заключение
Не умаляя роли международной торговли, следует отметить, что в последнее десятилетие международные потоки инвестиционного капитала играли не менее, если не более значительную роль в процессе глобализации экономики. В 1993‑1999 гг. темпы роста привлеченных прямых инвестиций в мировой экономике увеличивались ежегодно в среднем на 20,2%. В 2000‑2006 гг. среднегодовые темпы роста прямых инвестиций возросли до 30%. Отсюда можно сделать вывод, что в современных условиях расширение масштабов перелива международного инвестиционного капитала становится ключевым фактором глобализации экономики. В отличие от портфельных инвестиций прямые инвестиции составляют стабильный костяк любого национального хозяйственного комплекса. Именно вокруг них разворачивается основная конкурентная борьба на мировых рынках капиталов.
В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало уже аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного использования преимуществ от привлечения прямых инвестиций из-за рубежа. Основным реципиентом прямых иностранных инвестиций продолжают оставаться Соединенные Штаты
В процессе рыночных реформ Россия также стала участником рынка международных инвестиций. Главной особенностью современной государственной инвестиционной политики в России является стимулирование российских и иностранных частных инвестиций. Развитию инвестиционного процесса в стране отводится немаловажная роль, поскольку инвестиции являются движущей силой в развитии национальной экономики. Дальнейшее развитие рыночных отношений и рост экономики России будет способствовать интенсификации процесса перелива международных капиталов в Россию, что, в свою очередь, обуславливает необходимость в высококвалифицированных специалистах в данной области. Такой специалист должен обладать набором знаний и навыков в области разработки комплекса мер по привлечению иностранного капитала в целях формирования благоприятного инвестиционного климата страны.
В России сохраняется ряд проблем связанных с привлечением международных инвестиций. В первую очередь это административные барьеры, высокий уровень странового риска, неурегулированная законодательная база.
Следует подчеркнуть, что налоговая политика предоставления налоговых льгот является чрезвычайно эффективным способом правового регулирования инвестиционной деятельности, да, собственно говоря, и любых других правоотношений. Определение порядка, режима уплаты налогов — одна из наиболее важных форм государственного управления инвестиционными процессами.
Территориальное распределение прямых иностранных инвестиций в стране остается крайне неравномерным. Примерно половина их общего объема концентрируется в городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, свыше одной трети – в Москве. Что касается восточных (зауральских) регионов, располагающих наиболее значительными природными ресурсами и одновременно остро нуждающихся в инвестициях, то, несмотря на определенные сдвиги, они до сих пор получают менее 1/5 поступающего в страну иностранного капитала, что, на наш взгляд, является серьезной диспропорцией.
Для привлечения масштабных иностранных инвестиций в российскую экономику в форме предпринимательского капитала предстоит еще многое сделать. Речь идет прежде всего о дебюрократизации административных разрешительных и согласительных процедур, сведении их к необходимому минимуму. В частности, назрело сокращение сферы лицензирования инвестиционной деятельности и упрощение его процедур, а также регистрации предприятий с иностранными инвестициями.
Позитивную роль могло бы сыграть введение в работе с иностранными инвесторами принципа “одного окна”, позволяющего им иметь дело с одним уполномоченным органом или даже его представителем, берущим на себя сопровождение проекта с их участием (включая обеспечение контроля за прохождением в компетентных инстанциях необходимых согласительных и разрешительных процедур, получением требующихся резолюций). Роль такого “окна” могло бы взять на себя Агентство по иностранным инвестициям, создание которого при Министерстве экономического развития и торговли РФ предлагают эксперты Бюро экономического анализа, а также его отделения на местах.
Это сыграло бы позитивную роль и с точки зрения уменьшения рисков, значительно сдерживающих приток иностранных вложений в российскую экономику. Исследования показывают, что иностранные инвесторы готовы брать на себя страновой риск России при условии достижения дополнительной доходности их инвестиций в 10 – 12% годовых и общей доходности на уровне 35 – 48% в зависимости от типа проектов, куда они собираются вложить свой капитал. Однако обеспечить такую сверхдоходность инвестиций достаточно сложно.
Проще, вероятно, добиться снижения странового риска России. Одним из путей могло бы стать формирование действенного механизма государственного страхования некоммерческих инвестиционных рисков, возможно, путем создания за рубежом страховой организации под эгидой российского правительства.
Опыт западных игроков рынка может сыграть здесь решающую роль (наиболее успешные проекты в области коммерческой недвижимости до настоящего времени были связаны с западным капиталом), но возможное использование «административного ресурса» российскими компаниями может уравнять шансы на успех или даже дать конкурентные преимущества отдельным отечественным компаниям.