Не менее важна убедительная мотивация, чтобы люди терпели и не унывали, чтобы знали, что придут лучшие времена и они добьются решающих успехов. В сложившейся ситуации это весьма проблематично. Именно на этом основании некоторыми средствами массовой информации в общественное сознание вбрасывается мысль, что предстоящие несколько лет российскую экономику ожидает депрессия, а прошедшие 8 лет называют "временем упущенных возможностей".[4]
Рыночные механизмы исключают безинфляционное развитие экономики. Строго говоря, в этом нет ничего плохого. Однако реальность такова, что многие хозяйствующие субъекты либо вообще простаивают, либо работают с неполной загрузкой. Количество стабильно работающих предприятий невелико. Это означает, во-первых, что инновационный путь является магистральным направлением дальнейшего развития экономики. Это не единовременный акт, а кропотливый труд, требующий целенаправленных усилий макроэкономического и организационно-технического характера. Это означает, во-вторых, что хозяйствующим субъектам придется либо перепрофилировать свою деятельность, либо же мобилизовать свои возможности и решать широкий спектр вопросов (технического, экономического, организационного и правового характера), связанных с созданием высокотехнологичной, конкурентоспособной на отечественном и мировом рынках продукции. Говоря конкретнее, необходимо повышать квалификацию исполнителей, проверять качество продукции, анализировать вопросы ее окупаемости, оперативно реагировать на изменения внешней среды и т.п.
Несмотря ни на что, хозяйствующие субъекты накапливают опыт, исправляют допущенные ошибки и просчеты. Поэтому ответы на вопросы, насколько закономерен и стабилен нынешний всплеск инфляции, что впереди, когда ожидается перелом, напрямую зависят от того, насколько быстро исполнители сумеют приспособиться к нынешней ситуации, рассчитывая в основном на собственные силы.
"Индексация может быть ретроспективной и ожидаемой. В первом случае компенсация осуществляется в соответствии с ростом цен, имевшим место за определенный период, во втором - покрывает ожидаемый рост цен. С точки зрения социальной защиты населения от падения реальных доходов в связи с ростом цен второй подход более предпочтителен"[5]. В то же время эффективность ожидаемой индексации может снижаться, если реальный уровень роста цен будет значительно выше прогнозируемого.
Одним из важнейших антиинфляционных факторов является определенная структура экономики, формирование которой, в свою очередь, без реализации эффективной антиинфляционной политики невозможно.
Следует сказать, что хотя истинность той или другой точки зрения эмпирически не подтверждена, все же, обобщая позицию экономистов, представляющих различные научные направления, можно сделать вывод, что при уровне инфляции до 5% в год происходит экономический рост, а инфляция выше этого уровня влияет на экономику негативно.
Сопоставляя изложенную точку зрения экономистов с фактическим положением вещей в современной России, приходится сделать неутешительный вывод, что ни развития, ни изменения экономики в ближайшее время в России не будет, и немалую роль в этом будет играть инфляция.
А с другой стороны, не сегодня, так завтра вопрос об инфляции решать придется, и поэтому всестороннее изучение инфляции остается актуальным, по крайней мере для России.
Понимание того, что успешная антиинфляционная политика возможна только на основе разработки нормативного правового регулирования, находит отражение в работах экономистов.[6]
Категория инфляции имеет финансово-правовую составляющую. В связи с этим важно определить, в какой степени и какими правовыми средствами можно сформировать необходимую законодательную базу как основание проведения антиинфляционной политики в рамках предмета финансового права.[7]
Сегодня правовые нормы, непосредственно касающиеся инфляции, закреплены в финансовом законодательстве в следующем виде.
В ст. 199 Бюджетного кодекса РФ[8] закреплено, что при утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).
Помимо объективных факторов, работающих на ускоренный рост цен, будут оказывать влияние и факторы субъективного свойства. Обычно о них говорят как бы в завершение, но так как предлагаемое перечисление факторов инфляции претендует на некоторую ранжированность, то это заставляет сказать о неэффективности принимаемых государством антиинфляционных мер уже сейчас.
В первую очередь необходимо оценить действенность так называемого соглашения о замораживании цен. Такое соглашение, как убеждали чиновники, было инициировано самими владельцами крупных торговых сетей. В соответствии с соглашением, подписанным во второй половине октября 2007 г., цены на некоторые виды хлеба, молока, кефира низкой жирности, подсолнечного масла, куриных яиц должны были быть снижены до уровня 15 октября 2007 г. Такой уровень должен был быть сохранен до конца января 2008 г.[9]
Простое и, казалось бы, весьма эффективное решение. Между тем эффект от него оказался противоположным. В ноябре инфляция по группе продовольственных товаров составила почти 2%.
По-другому, заметим, и быть не могло. Не было учтено то, как подобного рода решение подействует на поведение продавцов, поставщиков продукции. Рассуждать можно так: если сегодня в добровольно-принудительном порядке попросили заморозить цены на некоторые продукты питания, то где гарантия, что в дальнейшем этот перечень не будет расширен или не будет продлен срок ранее подписанного соглашения. Гарантий, разумеется, никаких нет и быть не может. Следовательно, естественное поведение и продавцов, и поставщиков продукции состоит в том, чтобы упреждающе поднять цены на виды продовольствия, которые не вошли в злополучный перечень. Результат всего этого - дополнительный импульс для раскручивания спирали инфляции.
К сожалению, на этом ошибочные действия со стороны экономических властей не ограничились. В конце декабря 2007 г. правительство утвердило перечень товаров, экспорт которых может быть ограничен или вообще запрещен. Заметим, что пока еще решения о запрете экспорта молока, в том числе сгущенного, сливок, пшеницы, семян подсолнечника и т.д. принято не было. Но ведь важна демонстрация самой готовности правительства пойти на такой крайний шаг. А это было сделано в полной мере. И вновь новый толчок для роста инфляции.
Почему так происходит? Потому что уже одна только вероятность запрета экспорта некоторых видов продовольствия и сельхозпродукции - это дополнительный риск для поставщиков. Риск имеет свою цену. Ее-то и начинают закладывать в стоимость реализуемой продукции. Цены растут.
Вроде бы простой и понятный механизм действия подобного рода решений. Но получается, что он не совсем очевиден.
Законодательством установлено, что подобного рода запрет экспорта товаров возможен, если наблюдается критический недостаток этих товаров на внутреннем рынке. Есть у нас сейчас критический недостаток, к примеру, молока? Ничего подобного. Следовательно, принятое решение не просто ошибочно, оно еще и не соответствует законодательству.
Вызывает тревогу и уже существующий законопроект, согласно которому вводится система регулирования торговой деятельности. Нужен ли подобного рода закон? Наверное, нужен. Однако необходимость его принятия в данный конкретный момент должна также оцениваться с точки зрения того, как это повлияет на инфляцию. Если бы на все посмотрели через такую призму, то самым разумным было бы решение подкорректировать законопроект и не спешить с его прохождением.
А исправлять там действительно есть что. К примеру, норму о том, что если организация не имеет собственной материальной базы, то для нее требуется не ведомственный, а разрешительный порядок начала деятельности. В связи с тем, что большинство отечественных организаций оптовой торговли не имеют соответствующей материальной базы (а среди организаций торговли, заметим, большинство составляют организации оптовой, а не розничной торговли), становится понятным, сколь значительно возрастают взяткоемкость в отрасли и соответственно издержки организаций торговли. А это очередной вклад в ускоренный рост цен.
Таким образом, пока предпринимаемые государством меры антиинфляционной политики дают обратный результат. Следовательно, вполне справедливо отнести данный фактор к числу тех, что формируют высокий уровень инфляции в 2008 г.
Инфляция издержек - это рост цен из-за издержек производства и обращения, особенно по предприятиям-монополистам в сфере производства энергии и другого стратегического сырья. При этом рост издержек, который закладывается в цены реализации, происходит из-за технологической отсталости производств и отсутствия обновления с переходом на новые ресурсосберегающие технологии (немонетарная инфляция, т.е. не вызывается количеством денег в обращении и избыточным платежеспособным спросом).
Инфляция прибыли - это обесценение прибыли долговыми ставками, когда норма прибыли меньше в процентном выражении ставки долга. Тогда предприятие, чтобы погасить кредит по такой ставке, вынуждено повышать цены на свою продукцию или услуги, разрабатывая и применяя специальную ценовую надбавку для погашения кредита и сохранения минимально допустимой прибыли для самофинансирования и самострахования. При этом часто применяется особый метод ценообразования "по целевой норме прибыли", чтобы норма прибыли через ценовую надбавку в итоге была больше долговой ставки, когда проценты по долгу будут погашаемыми, а остаток прибыли обеспечит самофинансирование и самострахование. Поэтому инфляция прибыли может трактоваться как кредитная инфляция, когда проценты по кредитам вызывают рост цен на продукцию или услуги у предприятий-заемщиков. Эти два вида инфляции доминируют в России.