Наибольшую известность в настоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически, публикуемые ведущими экономическими журналами мира: "Euromoney", "Fortune", "The Economist". Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала "Euromoney", на основе которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей:
• эффективность экономики;
• уровень политического риска;
• состояние задолженности;
• неспособность к обслуживанию долга;
• кредитоспособность;
• доступность банковского кредитования;
• доступность краткосрочного финансирования;
• доступность долгосрочного ссудного капитала;
• вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Значения этих показателей определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Следует отметить, что методические подходы для составления данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги стран. На разработке таких рейтингов специализируются наиболее именитые экспертные агентства "большой шестерки": Moody's, Arthur Andersen, Standart & Poor' s, IBCA и др. Так, категории кредитных рейтингов агентства Standart & Poor's включают: инвестиционные рейтинги: ААА - возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики; АА - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики; А - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации; ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависят от внутриэкономической ситуации на момент погашения. Спекулятивные рейтинги: ВВ - нестабильность внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента; В - ограниченная платежеспособность эмитента, соответствующая, тем не менее, текущему объему выпущенных обязательств. Аутсайдерские рейтинги: ССС - некоторая защита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки; СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации; С - платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации; D - долги просрочены.
Наряду с оценкой инвестиционного климата той или иной страны не менее важное значение имеет и оценка инвестиционной привлекательности ее регионов. Для стран с федеративным устройством речь идет об инвестиционном климате отдельных субъектов Федерации.
В России наибольшую известность в оценке инвестиционного климата регионов получили рейтинги инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, публикуемые журналом "Эксперт". По его методике инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов:
ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).
При суммировании частных потенциалов "Экспертом" используются веса, отражающие, по мнению экспертов, степень важности каждого показателя в совокупном инвестиционном потенциале.
Рейтинговое агентство "Эксперт" формирует информативную картину в плоскости риск-потенциал регионов России. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно этот бизнес развивать.
Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп. По результатам исследования все регионы в этом году распределились между следующими группами:
максимальный потенциал - минимальный риск (1A);
высокий потенциал - умеренный риск (1B);
высокий потенциал - высокий риск (1C, в настоящем рейтинге в эту группу не вошел ни один регион);
средний потенциал - минимальный риск (2A, в этой группе на этот раз тоже нет ни одного региона);
средний потенциал - умеренный риск (2B);
средний потенциал - высокий риск (2C);
низкий потенциал - минимальный риск (3A);
пониженный потенциал - умеренный риск (3B1);
пониженный потенциал - высокий риск (3C1);
незначительный потенциал - умеренный риск (3B2);
незначительный потенциал - высокий риск (3C2);
низкий потенциал - экстремальный риск (3D).
Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.
Задачами оценки инвестиционной привлекательности региона является:
определение социально-экономического развития,
установление влияния инвестиционной привлекательности на приток инвестиций,
разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности.
В Российской Федерации законодательством не определена конкретная методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, поэтому в последнее время стали все чаще появляться различные методики расчета показателей инвестиционной привлекательности.
На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города. Основными недостатками исследований инвестиционной привлекательности российских регионов, на мой взгляд, являются:
1. Разночтение в самом понятии "инвестиционного климата".
2. Ограниченность набора учитываемых показателей.
3. Отсутствие учета законодательных условий инвестирования, особенно регионального законодательства.
4. Недостаточная обоснованность принципов агрегирования десятков отобранных показателей оценки.
5. Эпизодичность проведения анализа: как правило, это разовые исследования различных коллективов, проводимые на различную дату.
6. Исследования проводятся не по полному кругу 89 конституционных субъектов федерации, имеющих собственную законодательную базу и отдельные бюджеты.
До лета-осени 2008 г. почти всем казалось, что Россия находится в идеальной готовности к кризису. Среднегодовой рост ВВП в 2005 -2008 гг. почти достиг 8%. Из крупных развивающихся экономик быстрее в эти годы росли лишь Китай и Индия. В моде была теория decoupling - она утверждала, что рост развивающихся экономик наконец эмансипирован от США и может продолжиться независимо от американских проблем. Продвигали эту теорию преимущественно экономисты глобальных инвестбанков - Goldman Sachs, Merrill Lynch, Credit Suisse.
В предкризисном 2007 г. Россия могла похвастаться мощным бюджетным профицитом и положительным текущим сальдо (у большинства развитых стран кроме Китая и экспортеров сырья - дефициты, слайд 5). Не казалась Россия уязвимой перед лицом кризиса и с точки зрения величины внешнего долга (18% ВВП), особенно на фоне стран Восточной Европы (Болгария - 35% ВВП, Латвия - 77% ВВП).
Не слишком сильной была к началу кризиса и зависимость российских банков от внешнего финансирования. Из 18 стран, с которыми сравнили Россию, только у польских и турецких банков отношение иностранных пассивов к суммарным обязательствам была перед кризисом ниже, чем у российских, - относительно скромных в заимствовании ресурсов за рубежом. Еще одним аргументом в пользу того, что Россия устойчива против западного вируса, был относительно малый размер ее финансового сектора. Из 22 стран отношение банковских активов к ВВП было у России минимальным.
У России был устойчивый двойной профицит (бюджета и текущего счета операций), росли накопления - золотовалютные резервы составляли 37% ВВП, а средства нефтегазовых фондов - 11% ВВП. Это позволяло властям говорить о нашей стране как об "острове стабильности".
Мировой финансовый кризис не должен был сильно повлиять на российскую экономику. Но случилось не так. Ни огромные резервы, доходившие до $600 млрд, ни бюджетный профицит в 6-8% ВВП, не защитили страну, не стали гарантией стабильности, а лишь амортизировали шок.
Кризис сильно ударил по России. Оказалось, что ее рост "не "отвязан" от мирового, а наоборот, "привязан" к нему крепко-накрепко ("more super-coupling than decoupling"), пошутил Бернар. Россия за последние 12 месяцев пережила сильнейшее падение фондового рынка - почти на 70% в рублевом выражении. Спрэд в доходности российских и американских гособлигаций вырос примерно на 270 п. п. Отток частного капитала в IV квартале достиг фантастических $130,6 млрд.