Введение бумажных денег стало следующим шагом на пути эволюции денег в абсолютно идеальную сущность. С их введением носителем единой меры потребительной стоимости стала уже не наделяемая этим качеством материальная сущность - золото, а обозначающий ее знак – символ на бумажном носителе. Появление безналичных денег ознаменовало дополнительный маленький шаг в этом направлении – отказ от материального носителя знака идеальной стоимости.
Основная задача эмитента бумажных денег, учитывая легкость эмиссии, заключалась в обеспечении доверия к новым ”более идеальным” деньгам. Их введение сопровождалось предоставлением законодательно закрепленной возможности обмена на серебро или золото по заранее фиксированному курсу. Вопрос о золотом обеспечении выпускавшихся бумажных денег всегда стоял очень остро, и любое нарушение возможности золотого обеспечения подрывало доверие к ним.
То, что задачу обеспечения идеальных денег продолжило выполнять золото, осталось единственной материальной составляющей в идеальной сущности денег.[4.34C]
Эра абсолютно идеальных денег
На третьем этапе эволюции деньги стали делиться на «плохие» и «хорошие». Роль «плохих» денег отводилась банкнотам, заменившим в обращении золото. По закону Томаса Грехэма плохие деньги в обороте вытесняют хорошие. Закон гласит: из обращения исчезают более устойчивые деньги, стоимость которых по отношению к плохим повышается или имеет потенциал к повышению. Они просто припрятываются дома или в банковских сейфах.
В результате в восприятии субъектов экономики за бумажными деньгами закрепилась роль средства обращения, а за золотом – средства накопления. Это существенно ограничивало финансовую ресурсную базу банков, мешая использованию накоплений субъектов экономики, принимаемых на депозитное хранение: требовались дополнительные затраты усилий, времени и ресурсов на конвертацию денег из одной формы в другую, также необходимо было принимать на себя часть конвертационных рисков, деля их с государством. Поскольку задача золотого обеспечения бумажных денег лежала в итоге на государстве, именно оно выступало конечным консолидированным держателем конвертационных рисков. Однако возможность невыполнения им своих обязательств негативно влияла на устойчивость банков.
По мере роста объема эмитированных денег и накоплений выполнение государством своих обязательств становилось проблематичным, что придавало значительную неустойчивость всей системе денежного обращения.
Чтобы декретные деньги приобрели статус “лучших” и стали единственно возможным средством не только обращения, но и накопления, необходимо было оторвать их от золотого обеспечения. Процесс был начат в ходе Великой депрессии – ограничение американским правительством свободного хождения золота, продолжился в ходе второй Мировой войны – аккумулирование основных мировых запасов золота в хранилищах США, и после нее – придание доллару США, опираясь на созданные в войну запасы золота и мощь американской экономики, статуса резервной валюты – единой меры стоимости и средства обеспечения основных мировых валют, и завершился объявлением 15 августа 1971г. об отказе в обмене долларов на золото.
Отказ от золотого обеспечения доллара ознаменовал завершение эволюции денег в абсолютно идеальную сущность – нематериальный эквивалент продуктов человеческого труда, воплощенный исключительно в общественном сознании. Все деньги мира превратились в чистые идеальные сущности, производные от базовой идеальной сущности – доллара США.
Общество подвели к принятию инверсии – теперь не золото гарантирует стоимостное содержание номинальной единицы декретных денег, а стоимость золота измеряется в декретных деньгах, не имеющих никакого гарантированного материального обеспечения. Фактором, гарантирующим обеспечение декретных денег, стало общественное соглашение, признающее их надежным эквивалентом потребительной стоимости, которое отражает экономические и пропагандистские возможности эмитента, его финансовую политику и военную мощь, способность вынудить другие элиты принять соглашение и заставить их следовать в фарватере своей политики.
В целом, проект был реализован блестяще и, безусловно, лежит в общем русле эволюции денег. Не обошлось, конечно, без грубости и выкручивания рук со стороны ведущей проект элиты, но подобные действия всегда сопровождают любой процесс радикальных перемен.
В истории денег начался четвертый этап – эволюция абсолютно идеальных денег, с которыми человеку еще придется учиться обращаться, и здесь его ждет немало подводных камней.
С одной стороны, отмененный золотой стандарт накладывал существенные ограничения на объемы эмиссии, ограничивая инфраструктурные возможности денежного обращения по обслуживанию растущей экономики. С другой стороны, он выступал в качестве серьезного естественного ограничителя манипуляций с объемами эмиссии идеальной стоимости. К сожалению, механизм, заменяющий этот ограничитель, до сих пор не выстроен ни юридический, ни процедурный, что делает глобальную денежную систему крайне уязвимой и подверженной манипуляциям.
С отменой золотого стандарта деньги лишились способности выполнять накопительную функцию. Психологически сложно воспринимать в качестве сокровища зависящую исключительно от всеобщей рефлексии, подверженную манипуляциям абсолютно идеальную сущность, даже с большим количеством нулей на конце.
В текущий момент, за неимением лучшего, функции носителя свойств сокровища вернули редким и уникальным артефактам, но, к сожалению, им присуща ограниченная ликвидность и сохранность. Способность же денег служить средством накопления свелась к оперативной функции – краткосрочной консолидации стоимости.
Наконец, именно идеальная сущность денег привела в итоге к текущему кризису.
Связь денег с производством замечена давно. Деньги являются важным элементом любой экономической системы, содействующих функционированию экономики. В зависимости, прежде всего, от оценки роли денег и денежной системы в развитии экономики существуют различные теории денег. Эти теории возникают, получают подтверждение и какое-то время господствуют. Однако, некоторые из них, напротив, не получают распространения, поскольку практика не подтверждает, а то и просто опровергает их.
Различают три основные теории денег – металлическую, номиналистическую и количественную.
Металлическая теория денег.
Данная теория возникла в Англии в период первоначального накопления капитала в XVI – XVII вв. одним из основателей металлической теории был У.Стаффорд (1554- 1612). Для металлической теории денег было характерно отожествлять богатства общества с драгоценными металлами, которыми приписывалось монопольное выполнение всех функций денег. Сторонники этой теории не видели необходимости и закономерности замены полноценных денег бумажными, поэтому позднее они выступали против бумажных денег, не разменных на металл.[5.23 C.]
Номиналистическая теория денег.
Первыми представителями этой теории были англичане Дж. Беркли (1685 – 1753) и Дж. Стюард (1712 – 1780). В основе их теории лежали два следующих положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом. Основной ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством. Тем самым они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную природу денег.
Дальнейшее развитие этой теории приходится на конец XIX - XX вв. Наиболее известным представителем номинализма был немецкий экономист Г. Кнапп (1842 – 1926). По его мнению, деньги имеют покупательную способность, которую придает им государство. Г. Кнапп основывал свою теорию не на полноценных монетах, а на бумажных деньгах. При анализе денежной массы он учитывал лишь государственные казначейские билеты (бумажные деньги) и разменные монеты, исключая из нее кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки).
Главная ошибка номиналистов состояла в том, что, оторвав бумажные деньги от золота и от стоимости товара, они наделяли их «стоимостью», «покупательной силой» путем акта государственного законодательства. Положения номиналистической теории были применены в экономической политике Германии, которая широко использовала эмиссию денег в годы первой мировой войны. Период гиперинфляции в Германии в 20–х годах окончательно опроверг концепцию номинализма в теории денег.
Количественная теория денег.
Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530 – 1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711 – 1776) и Дж. Милля (1773 – 1836), а также француза Ш. Монтескье (1689 – 1755). Д. Юм, пытаясь установить причинную и пропорциональную связь между приливом благородных металлов из Америки и ростом цен в XVI – XVII вв., выдвинул тезис: «Стоимость денег определяется их количеством». Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены, и определяется стоимость денег.
Основы современной количественной теории денег были заложены американским экономистом и математиком Ирвингом Фишером (1867 – 1947). И. Фишер отрицал трудовую стоимость и исходил из «покупательной силы денег». Он выделял шесть факторов, от которых зависит эта «покупательная сила денег»: 1) количество наличных денег в обращении; 2) скорость обращения денег; 3) средневзвешенный уровень цен; 4)количество товаров; 5) сумма банковских депозитов; 6) скорость депозитно-чекового обращения.