Номинализм как денежная теория возник в XV-XIII веках. Позже в эпоху классиков о нём не вспоминали, а частичное возвращение произошло с появлением трудов экономистов австрийской школы (Кнапп, Эльстер, Бендиксен, Лифман) в начале ХХ века. Факт появления номинализма связан с расхождением функций денег: как средства обращения и как меры ценности. Возрождение же возможно связано с переходом к бумажно-денежному обращению, которое во многом определяет положения номинализма:
1. Исходя из бумажно-денежного обращения, номиналисты заключают, что деньги по своей природе - не имеющая стоимости идеальная абстрактная количественная (счётная) величина, которая, однако, является в косвенной форме измерителем ценности товаров.
2. Номиналисты не признают ценности как качества, соответственного самой природе товара. Ценность товара - это нечто относительное, т. е. ценность товара трактуется как субъективное отношение человека к конкретному товару. («Ценность вещей есть следствие рассудочной человеческой деятельности» - Бендиксен).
3. Отождествление в большинстве случаев терминов «стоимость» и «цена», но отдельное выделение понятия «ценности».
Критики говорили о том, что невозможно измерить качественную величину - ценность количественной величиной - деньгами.
Для осуществления этого измерения Георг Зиммель применил теорию «пропорционального измерения» - он выдвинул следующий постулат «Если товар n относится к сумме A всех продаваемых товаров, как а денежных единиц к сумме В всех имеющихся денежных единиц, то экономическая ценность n выражается через а/В».
По-другому решал эту проблему Бендиксен. Он писал, что одновременно с тем, как производится оценка ценности одной вещи, высказывается суждение об отношение её ко всем остальным благам. Ни одна ценность не определяется сама по себе, она определяется своим отношением к другим ценностям. Для сравнения нескольких отношений необходимо свести их к единой счётной единице. Он объяснял это на примере дробей с разными знаменателями. Подобно тому, как путём приведения к общему знаменателю разрешаются отношения числителей с различными знаменателями и числители вступают в новое отношение с общим знаменателем, так и ценности отрываются от своих отношений друг к другу и приводятся к общему знаменателю, облегчающему взаимное сравнение неограниченного числа ценностей. Эту роль выполняют деньги. Таким образом, деньги по Бендиксу - искусственный механизм, приводящий ценности к общему знаменателю и позволяющий их сравнивать.
Развернутое обоснование номиналистической теории денег дал немецкий профессор Кнапп, который рассматривал все явления экономической жизни, как правовые. Он отрицал наличие объективных экономических законов. Экономические законы, по его мнению, устанавливаются произвольно по воле людей. Все экономические категории, в том числе и деньги, Кнапп рассматривает как продукт права, продукт деятельности государства. Вот почему Кнапп называет свою теорию денег государственной теорией денег.
Деньги у номиналистов имеют только одну функцию – функцию денег, как средство платежа. Деньги – это просто расчетные знаки, т. е. деньги играют лишь роль посредника и могут быть заменены неполноценными монетами и бумажными денежными знаками. Представители данной теории отрицают функцию денег как меры стоимости и смешивают ее с масштабом цен. Объявляя деньги абстрактными счетными единицами, номиналисты лишают идеальную денежную единицу объективной стоимостной основы. По мнению Кнаппа, деньги сходны с номером театральной вешалки. Разница состоит лишь в том, что при предъявлении номерка мы получаем пальто, а когда предъявляем деньги, мы получаем в обмен на них товар. Если дальше проводит аналогию с театральным номерком, то в нем, как и в деньгах, заключено некоторое правовое значение – право получить некую вещь.
Следует отметить, что важная заслуга номиналистов - это первые попытки разработки кредитной теории. Ведь современные долговые обязательства - полностью подпадают под номиналистическое представление о деньгах. Особенно это проявилось в работах Кнаппа, «физическая передача вещей вовсе не обязательно; достаточно юридического перенесения требований, выраженных в единицах ценности и обращённых к центральной кассе» - это утверждение фактически отражает механизм функционирования современной денежной системы.
Номиналистическая теория денег носит идеалистический характер. Она заменяет законы функционирования экономики некими правовыми установлениями и отрицает связь денег с общественно-производительными отношениями.
Государственная теория денег представляет собой разновидность номиналистической теории денег и рассматривает деньги как результат деятельности государственной власти. Согласно этой теории, государство не только создаёт деньги, но и предписывает им платёжную силу. Трактуя чисто юридическую природу денег, Государственная теория денег отрицает всякое значение для платежной силы денег их металлического содержания, утверждая, что бумажные деньги так же хороши, как металлические. Основной функцией считается функция платёжного средства, и игнорируется функция денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег. Основное положение государственной теории денег, заключающееся в том, что государство устанавливает платёжную силу денег, было выдвинуто с целью оправдания порчи монет, широко практиковавшейся в Древнем Риме и в средние века. Обычно порча монеты была направлена на уменьшение государственных долгов, которые могли уплачиваться в денежных единицах с меньшим металлическим содержанием, чем в период заключения займа. Оправдание этой практики фактически означало признание чисто номинального характера долгов, что поддерживали юристы. В России подобные взгляды развивал Иван Посошков, выступивший в царствование Петра I в защиту порчи монет. В начале 20 в. государственная теория денег получила развитие в Германии; это было продиктовано задачей финансовой подготовки к войне и стремлением оправдать инфляцию. Виднейший её представитель - немецкий экономист Г.Фр.Кнапп, опубликовавший в 1905 г. книгу "Государственная теория денег". Деньги он рассматривал только как платёжное средство. Платёжная сила денег, утверждал Кнапп, устанавливается государством. Поэтому деньги следует рассматривать как продукт государственной власти и права. "Сущность денег, - писал Кнапп, - заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление". Металлическое содержание денежной единицы имело значение лишь тогда, когда деньги обращались в слитках и принимались по весу. С переходом к чеканке монет деньги превратились в знаки, а их стоимость стала чисто номинальной. Кнапп считал, что при переходе от одних денег к другим, например, от серебра к золоту, государство вправе устанавливать между ними любое весовое соотношение. Поэтому не имеет значения, из какого материала изготавливаются деньги, и лучшими деньгами следует считать бумажные. В качестве доказательства правильности своей теории он ссылался на бумажные деньги, которые наряду с металлическими используются как платежное средство. Создание государством платёжных средств, по Кнаппу, выражается в том, что оно определяет внешний вид новых платёжных средств, даёт им наименование и устанавливает соотношение между старой и новой денежными единицами. Постоянно подчеркивая номинальную, или, по его выражению, "хартальную" (от греч. харта - знак), природу денег, Кнапп, как и его приверженцы, пытался "развенчать золото" и тем самым оправдать его изъятие из обращения и превращение в военный резерв. Государственная теория денег получила широкое распространение в периоды мировых войн, использовалась в качестве теоретического обоснования выпуска денежных суррогатов для финансирования военных действий.
Государственная теория денег Кнаппа несостоятельна в научном отношении. Государство может в законодательном порядке установить масштаб цен, но оно не в состоянии определить стоимость денег, которая складывается под влиянием объективных законов товарно-денежного обращения.
3 МЕТАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ
Первоначально понимание сущности денег и их роли в экономике складывалось в условиях обращения металлических денег, что выразилось в формировании металлической теории денег.
Металлистическая теория денег – это обобщающее название всей совокупности взглядов, высказанных в разное время различными исследователями, которые отождествляли деньги с драгоценными металлами (золотом и серебром) и рассматривали их как богатство общества. Одним из первых представителей металлистической теории считают французского ученого XIV века Николо Орезме, автора первого систематизированного труда на эту тему – тракта о деньгах. Дальнейшее свое развитие эта теория получила в XVI–XVII веках, в эпоху зарождения капиталистических отношений, и сформировалась окончательно в рамках экономического учения меркантилистов, отражающего интересы торговой буржуазии.
Меркантилизм – течение экономической мысли, которое главным источником богатства общества считало накопление денег и настаивало на развитии торговли.
В центре внимания меркантилистов были вопросы обогащения государства посредством развития торговли, а их политика была направлена на обеспечение чистого потока металлических денег в страну в результате превышения экспорта над импортом.
Представителями данной теории были английские меркантилисты: У. Стаффорд (1554-1612), Т. Мэн (1571-1641) – в Англии; А. Монкретьен (1575-1622), Ж.Б. Кольбер (1618-1683) – во Франции; И. Юсти (1717-1771) – в Германии; Г. Скаруффи (1519-1584) и Ф. Галиани (1728-1787) – в Италии.
Меркантилисты признавали товарную сущность денег, усматривая их ценность в естественных свойствах золота и серебра, и поэтому выступали против порчи монет, часто происходившей в то время.