Смекни!
smekni.com

Местные налоги как составляющая налоговой системы страны (стр. 3 из 8)

· единого сельскохозяйственного налога (для всех категорий муниципальных образований) по нормативу 30 %;

· государственной пошлины по нормативу 100 % (для районов и городских округов).

В дополнение к этому до разграничения государственной собственности на землю в бюджеты муниципальных образований должны поступать доходы от продажи и передачи в аренду находящегося в государственной собственности земельных участков на принадлежащих этим образованиях территориях. Кроме того, в бюджеты муниципальных районов предусмотрено зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 % в соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса РФ.

В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

1.3 История развития местных налогов

Институт местных налогов, как и налогов вообще, имеет длительную историю развития. Налоги появились вместе с государством и использовались им в качестве основного источника для финансового обеспечения его функций и задач. Функции и задачи государства со временем принимали новые черты, но главное предназначение налогов – источник бюджетных средств государства и муниципальных образований – осталось.

История развития местных налогов в нашей стране берет свое начало в XV в. Именно тогда в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов

В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный откуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

В дальнейшем система местных налогов продолжает развиваться. Так отдельные упоминания о них встречаются в исторической литературе, описывающей быт Московского государства в XVI в. К примеру, в челобитной, поданной посадскими людьми воеводе на земского старосту, указывается, что последний «во многие сборы деньги ... собирал, а мирские собранные деньги без мирского совета в расход расписал». В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления - земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных - губернаторами.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др.

Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов. Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб. Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование.

Децентрализация финансовой деятельности стала одной из коренных черт характеристики финансовой системы того периода. По словам Г.Я. Сокольникова, уже с осени 1921 г. «... в Наркомфине пришли к глубокому убеждению, что дальнейшее строительство в области советских финансов возможно только при условии политики децентрализации, потому что мы совершенно ясно видели невозможность ресурсами государственного бюджета и усилиями централизованного государственного попечения обеспечить все местные расходы наиболее соответственно местным потребностям.

Переход на новые принципы хозяйствования на рубеже 20-х–30-х г., предусматривавшие повышение роли государственного планирования, потребовал новых форм управления местными финансами. Важной вехой в истории российского налогообложения вообще и местного налогообложения в частности стала налоговая реформа 1930 г., ставшая логическим завершением периода НЭПа и отражающая экономическую основу нового этапа развития страны – индустриализации. В соответствии с генеральной линией этой реформы множество налогов как общих, так и местных, были отменены, и им на смену пришли два основных налога с государственных социалистических предприятий – налог с оборота и отчисления от прибыли, а также один универсальный – государственная пошлина. Влияние же этой реформы на местные налоги выразилось в том, что десять налогов из всего количества существовавших были включены в налог с оборота, семь – в государственную пошлину. Остались лишь следующие налоги:

· налог с транспортных средств;

· сбор с ресторанных счетов;

· налог со скота в городских поселениях;

· сбор с лиц, лишенных права быть сельскими исполнителями;

· регистрационный сбор с владельцев собак;

· сбор за спуск сточных вод.

Систему местного налогообложения в СССР после налоговой реформы составляли преимущественно те налоги, которые государство не могло эффективно контролировать из единого центра. Эти налоги полностью поступали в местные бюджеты, и полномочия по их введению или не введению предоставлялись местным Советам соответствующих территорий. Общесоюзным законодательством устанавливались нормы только четырех видов местного обложения (обложение строений и земельных участков налогом со строений и земельной рентой, сбор с грузов, привозимых в города Москву и Ленинград и вывозимых из них, и с 1932 г. разовый сбор с торговли колхозников и единоличников). В отношении остальных местных налогов общесоюзная регламентация ограничивалась указанием на то, что правительства союзных республик могли предоставлять местным Советам право «устанавливать и взимать другие налоги и сборы с объектов, не облагаемых общегосударственным и местными налогами». Например, дополнительным видом местного налогообложения в СССР стал косвенный налог с нетоварных операций, представлявший собой изъятие части денежных доходов государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ (услуги транспортных предприятий, парикмахерских, предприятий стирки и крашения, ремонта вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.). Этот налог был введен налоговой реформой 1930-1932 гг. в дополнение к налогу с оборота. Он уплачивался с полной налоговой выручки от нетоварных операций, фактически полученной в месяц. Ставка дифференцировалась от 1 до 10 % в зависимости от вида работ и услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов (с 1.01.1958 г. налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен).

Впоследствии практика построения местных бюджетов на основе законодательства о налоговой реформе обнаружила целый ряд весьма существенных недочетов и весьма отрицательных последствий, вытекающих из того, что новое распределение доходов было построено на слишком схематическом подходе к местному бюджету в общих цифрах по Союзу ССР, без дифференцированного его анализа. При значительной неравномерности экономического развития различных районов Союза ССР и при концентрации одного из главных источников доходов – местной промышленности – в основных промышленных районах, налоговая реформа привела к существенным территориальным изменениям в поступлении доходов: в промышленных районах она вызвала крупный прилив средств, в остальных же, наоборот, все основные местные доходы оказались поглощенными поступающим в союзный бюджет налогом с оборота, местные бюджеты в связи с этим стали дефицитными и вынужденными существовать за счет дотаций центра. С проведением налоговой реформы новое разграничение доходов между государственным и местными бюджетами резко отделило доходы местного бюджета от государственных (кроме отчислений от займов и некоторых других), местные бюджеты не принимали участия в извлечении доходов, поступавших в госбюджет, в связи с чем местные советы лишились дополнительного стимула и заинтересованности в более полном и своевременном поступлении этих доходов.

В 2001 году из ранее установленных налогов были сохранены три – земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. По ныне действующему Налоговому Кодексу к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме этого в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2006 года вновь избранным представительным органам муниципальных районов и городских округов предоставлено право вводить у себя на территориях единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.