Государству необходимо проводить грамотную денежно-финансовую политику, для того, чтобы инвестору было удобно проводить обновление, изменение производства. Также помогать разрабатывать планы, как внутреннего размещения производства, так и мирового распределения, пытаясь поставить своё государство в наиболее выгодную позицию.
7. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и пр. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом.
В государстве нужно создать гибкую систему, поощряющую использование новейших технологий. Также нужны развитые и признанные в мире центры разработки, тестирования, стандартизации, патентирования и популяризации высоких технологий.
8. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров. В соответствии с этой потребностью инвесторов, необходима разработка оптимальных налогов и пошлин на импорт-экспорт продукции и материалов.
9. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве.
10.Учет социального климата в принимающих странах, стабильность их экономики и политических режимов. Государство в целом должно быть развитым, здесь уже невозможно действовать только экономическими методами. Политические лидеры обязаны, заботится о развитии государства в целом: и о его экономике, и о культуре, науке, авторитете в мире.
В каждый конкретный промежуток времени могут доминировать одни факторы (или группа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами иностранного инвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления инвестирования).
Для стран, обладающих капиталом, для инвестирования в экономики других стран существует довольно интересный вопрос об ограничении оттока прямых инвестиций.
Ответить на вопрос, нужно ли ограничивать отток инвестиций из страны базирования, довольно сложно. Подойти к решению можно в четыре этапа:
1) Провести обследование ясных и видимых результатов стандартного статического анализа уровня благосостояния.
2) Установить, насколько выводы об уровне благосостояния зависят от того, как оценивается национальная принадлежность зарубежного инвестора.
3) Установить, каковы специальные связи многонациональной фирмы с международными рынками.
4) Рассмотреть экономические аргументы выгодности для страны налогообложения вывоза капитала в форме прямых инвестиций
Страна базирования инвестора в целом выигрывает, потому что выгоды для самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц в стране базирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком управленческих и финансовых активов из страны базирования.
Потери, которые несут трудящиеся и другие слои в стране базирования, требуют своего объяснения. Представители организованного рабочего движения в США и Канаде вели энергичную борьбу против свободы североамериканских компаний организовывать производственные филиалы, например, в Мексике, утверждая, что это экспорт рабочих мест из США и Канады. В основе своей, их протест справедлив, хотя косвенным образом прямые зарубежные инвестиции создают некоторое количество рабочих мест в США и Канаде. Свобода перемещения за рубеж производства и рабочих мест из страны базирования особенно характерна для тех компаний, которые сталкиваются с сильными отраслевыми профобъединениями в стране базирования. Но трудящиеся являются не единственной группой, которая теряет от роста прямых зарубежных инвестиций. Налогоплательщики в целом также оказываются в менее выигрышном положении, поскольку прибыли многонациональной компании сложнее облагать налогом, и правительство вынуждено либо перекладывать недополученную сумму налоговых поступлений на других плательщиков, либо сокращать финансируемые им социальные программы. В этом случае пострадавшие налогоплательщики похожи на лендлордов, теряющих поступление ренты из-за эмиграции арендаторов.
Тем не менее, несмотря на все потери трудящихся и налогоплательщиков в стране базирования, выгоды самих инвесторов намного больше и превосходят все эти потери. Если страна базирования состоит только из трудящихся, налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом будет отмечен чистый выигрыш для страны базирования.
Таким образом, для страны базирования явно вырисовываются три количественных результата.
1) Непосредственные рыночные результаты ПЗИ благоприятны для страны базирования, если инвесторы рассматриваются как принадлежащие этой стране.
2) Результат будет обратным, если мнение инвесторов не принимается во внимание в стране базирования.
3) Существуют политические и экономические изъяны свободного оттока прямых инвестиций из страны, что предполагает ограничение внешнего инвестирования; однако степень этого ограничения весьма неопределенна.
А должна ли принимающая страна ограничивать прямые инвестиции?
Последствия ПЗИ для принимающей страны, «плюсы» и «минусы» политики ограничений симметричны по форме решения соответствующих вопросов в стране базирования.
Во-первых, как отмечено выше, принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия с зарубежным капиталом, наряду с местными и федеральным правительствами, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы.
Во-вторых, в принимающей стране, как и в стране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотношений зарубежного инвестора с местным политическим окружением. Многонациональные фирмы могут организовать давление со стороны влиятельного правительства страны базирования и вовлечь принимающую сторону в конфронтацию.
«Привлечение инвестиций, как внутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развития страны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси» - заявил премьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября 2004 года на проходившем в Москве инвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс – деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 года глава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США.
В современных условиях хозяйствования присутствие инвестиций способствует устойчивому росту народнохозяйственного комплекса, приводит к подъему уровня социально-экономического развития всей страны и ее административно-территориальных образований, увеличивает удельный вес инвестиционных вложений в наукоемкие и инновационные технологии. Огромную роль в этом процессе играет наличие взвешенной инвестиционной стратегии как одного из базовых элементов построения инновационной экономики. Инвестиции как внутренние, так и внешние, играют значительную роль в развитии экономики страны. Государственная стратегия нашей республики в этой области нацелена на создание реальных возможностей и условий для стимулирования инвестиционного рынка и активного участия в нем. В последние годы в Беларуси наблюдается значительное повышение инвестиционной активности. В 2003 г. темп роста инвестиций в основной капитал составил 120,8% , в 2004 г. — 120,9%, в 2005 г. — 120%, в 2006 г. — 132,2%, в 2007 г. — 116,2%, в 2008 г. — 123,5% к уровню предыдущего года. В течение трех лет пятилетки задание по привлечению инвестиций в основной капитал в объеме 198—215%, утвержденное Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг., выполнено на 189,7%. Несмотря на то, что экономика республики развивается в условиях мирового финансово-экономического кризиса, за январь — июль 2009 года темп роста инвестиций в основной капитал составил 117,8%. Инвестиции в экономику Беларуси составляют значительную долю ВВП, их удельный вес в валовом внутреннем продукте в первом полугодии 2009 г. — 31,8%, в 2008 г. — 27,9% против 23,2% в 2005 г. и 19,8% в 2000 г. Положительные результаты во многом связаны с совершенствованием системы государственного управления инвестиционным процессом на всех его стадиях: планирования, анализа, включая выбор приоритетов и форм государственной поддержки, четкого закрепления ответственности должностных лиц, контроля за выполнением. Начиная с 2006 г. в республике разрабатываются отраслевые и региональные инвестиционные программы, а также осуществляется контроль за их исполнением посредством автоматизированной системы мониторинга реализации инвестиционных проектов, налажен процесс бизнес-планирования предприятий.
За годы независимости в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства. За январь — июнь 2009 г. в экономику Республики Беларусь поступило 4 230 млн долл. иностранных вложений, что на 27% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Из них прямых — 2 477,5 млн долл., что в 2 раза выше объемов за аналогичный промежуток 2008 г. Прочие инвестиции в виде кредитов, займов и финансового лизинга составили 1 752,2 млн долл. Если рассматривать эти показатели с точки зрения отраслей и секторов экономки, то наблюдается следующая картина: наибольшее количество, а это 44% от общего объема привлеченных иностранных инвестиций, принадлежит транспорту — 1881,6 млн долл., далее идут промышленность — 1 087,8 млн долл., общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 653,5 млн долл., торговля и общественное питание — 374,7 млн долл., связь — 57,7 млн долл.В страновом разрезе лидирующий приток капитала принадлежит России — 2 864,6 млн долл., за ней следуют Австрия — 475,7 млн долл., Соединенное Королевство Великобритания, Кипр и Швейцария — порядка 200 млн долл. и замыкают цепочку Нидерланды — 104,9 млн долл.