Смекни!
smekni.com

Драгоценные камни Крыма (стр. 10 из 11)

Цветного камня, подобного крымскому трассу, нет на территории бывшего Союза, это типично крымский поделочный камень. Сувениры из него хранят память не только о тех местах, где они изготовлены, но и о тех краях, где рожден камень. Запасы сырья для производства сувениров и ювелирно-галантерейных изделий из трасса практически неисчерпаемы. Следует иметь в виду, что трасс – ценный облицовочных камень и его использование возможно при строительстве станций Киевского метрополитена и других монументальных сооружений [9].

Карадагские камни весьма богаты гальками цветных камней. После штормов в Сердоликовой, Пуццолановой и Разбойничьей бухтах, а также в пляжной зоне поселков Планерское и Курортное в изобилии появляется самоцветная галька, сложенная сердоликом, халцедоном, агатом, яшмами и трасом. Наиболее красивые разности глазчатых, кольцевых и других агатов легче найти среди галек пляжа, чем в коренном залегании, поскольку миндалины халцедоновых самоцветов в эффузивных породах встречаются крайне неравномерно и рассеяно, редко давая значительные концентрации [14].

Помимо Карадага, появления халцедоновой, агатовой и яшмовой минерализации отмечены и в других районах горного Крыма. Красные яшмовидные образования известны в спилитах мыса Фиолент, голубовато-зеленые роговики встречаются в окрестностях с. Украинка. Халцедоновая галька красных тонов встречаются на всем западном побережье Крыма – от Севастополя до Сак, особенно обогащены ею пляжи у устья рек Альмы и Качи [9].

Проявления агата и халцедона в юго-западной части Горного Крыма с вулканогенной толщей пород среднеюрского возраста, которые протягиваются полосой северо-восточного простирания от горы Кременной в бассейне реки Бодрак до горы Лысой в бассейне реки Альмы. Агат и халцедон выполняют миндалины различной величины и формы в пироксеновых и плагиоклзовых порфиритах. Мелкие месторождения агата и халцедона известны на левом берегу Альмы близ поселка Старый Карагач (Рис. 25). Скопления агатовых миндалин обычно приурочены к верхним частям покровов.

Рис. 25. Агат «попугай». Река Альма. Из коллекции А. Гривакова [9].

Миндалины округлой формы сложены темным агатом, характеризующимся тонкой полосчатостью. Размер миндалин 1-3, реже 5-6 см, встречаются отдельные агатовые миндалины до 10-12 см в поперечнике. Крупные миндалины обычно трещиноваты. Уплощенные миндалины неправильной формы чаще сложены светлым, розоватым, голубоватым, бледно-фиолетовым халцедоном и агатом, в их срезах нередко проявляются эффектные полосчатые рисунки. Халцедоново-агатовая минерализация известна и в других частях Бодрак-Альминского междуречья [9].

Кроме самоцветных камней, в Крыму известны месторождения различных декоративных каменных материалов, которые могут рассматриваться как поделочные камни.

Таким своеобразным поделочным материалом является гагат. Легкость обработки, напоминающая обработку пород красного дерева, малый удельный вес, красивая черная окраска, способность принимать полировку привлекли внимание к гагату еще за тысячу лет до нашей эры.

В Крыму гагат в виде отдельных гнезд и обломков в изобилии встречается в старых отвалах и штольнях Бешуйского угольного месторождения, на р. Каче. Находки его известны и в окрестностях Ялты, Симеиза и Балаклавы. Крупные куски гагата (до 50 см) сохраняют следы анатомического строения древесины. Гагат может быть рекомендован для ювелирно-галантерейных изделий, для изготовления мундштуков, пудрениц, трубок, разрезных ножей, браслетов, ожерелий, шкатулок и т.д. Гагат при изготовлении сувениров может быть использован в комплексе с другими крымскими самоцветами: пестроцветными яшмами, халцедонами, мраморами, кальцитом и пиритом [15].

Интересный поделочный материал – окаменелое дерево опалово-халцедонового состава, встречающееся в сарматских отложениях Ленинского района на Керченском полуострове. Здесь в карьерах, где добывается мергель для строительных целей, попадаются обломки стволов древних сосен длиной от 10 до 80 см при толщине 20-60 см. Снаружи древесная кора у них замещена белоснежным опалом, а сердцевина заполнена кисельным или сургучным халцедоном. Годовые кольца имеют голубоватую или желтовато – коричневую окраску. Наличие на поверхности некоторых стволов опаловой коры и сохранившихся сучьев придает окаменелому дереву еще большую декоративную выразительность. На месте разрушенных частей древесины остаются иногда пустоты, на стенках которых вырастают прозрачные кристаллики горного хрусталя.

Проведенные испытания показали, что крымское окаменелое дерево может использоваться как поделочный материал. Поверхность спила прекрасно принимает полировку, по декоративным и техническим качествам окаменелое дерево Ленинского района превосходит известные проявления подобного поделочного сырья на Украине (окрестности Львова, Могилева-Подольска, Николаева и в Донбассе). Запасов этого поделочного камня вполне достаточно для изготовления различных сувениров. Окаменелое дерево с успехом может использоваться в виде подставок в комплексе с другими цветными камнями Крыма [12].

В качестве поделочного камня могут использоваться и кремни Предгорного Крыма, в изобилии встречающиеся в верхнемеловых отложениях Бахчисарайского, Симферопольского, Белогорского и Кировского районов. Окраска их весьма разнообразная; известны кремни черных, серых, желтых и голубых тонов. Запасы кремней весьма значительны, в отдельных участках можно вести разовую добычу кремня в количестве нескольких тонн. Для нужд камнесамоцветной промышленности кремни при добыче должны отбираться специалистом со вскрытием конкреций и желваков. Красиво окрашенные и рисунчатые кремни вполне могут использоваться как для небольших сувенирных камнерезных изделий, так и в качестве вставок в ювелирном производстве [9].

Определенный интерес при производстве каменных сувениров могут иметь гипсы Пташкинского (Чекур-Кояшского) месторождения на Керченском полуострове, которые встречаются в идее эффектных друз чечевицеобразных кристаллов винно-желтого цвета. Здесь же были впервые обнаружены прослои гипса-селенита мощностью 3-6 см и протяженностью в десятки метров. Для производства сувениров и поделок запасы этого сырья практически неограниченны. Только на Чекур-Кояшском месторождении общие запасы гипса составляют около 600 тыс. тонн. Известны месторождения гипса и в других районах Керченского полуострова и Присивашья.

В качестве поделочного камня в Крыму могут рассматриваться многие разновидности декоративно-облицовочных камней (мраморовидные известняки и различные изверженные породы).

Мраморовидные известняки Горного Крыма довольно разнообразны как по тонам, так и по характеру рисунка. Представляют декоративную ценность желтые и розовые известняки Балаклавского месторождения, розово-красные коралловые известняки с. Мраморного (Биюк-Янкойское месторождение), коричневато-серые и черные глазчатого рисунка водорослевые известняки Гаспринского месторождения, известняки зеленого цвета с узором из черных дендритов Симферопольского района и многие другие. Разведанные запасы мраморовидных известняков Крыма по отдельным месторождениям колеблются от 3 до 6,5 млн. м3 и более. Декоративные известняки живописной расцветки могут широко использоваться в производстве различных сувениров и камнерезных изделий.

Ценными декоративными качествами обладают некоторые разновидности изверженных горных пород: диабазы, габбро-диабазы, порфириты и гранодиориты зеленых тонов, широко распространенные на Южном берегу Крыма (Аю-Даг, Кастель, Чемны-Бурун и др.), В Предгорном Крыму (Ферсманово, Партизаны) и в Восточном Крыму (район Судака). Запасы изверженных пород огромны. В окрестностях Ялты и Гурзуфа встречаются плотные туфы кислого состава приятных салатно-зеленых и голубых тонов, прекрасно принимающие полировку.

На территории Крыма известны и другие горные породы и минералы, которые могут использоваться в качестве самоцветного и поделочного сырья. Здесь встречаются «крымские диаманты» - водяно-прозрачные кристаллики горного хрусталя идеальной огранки, золотистые пириты, искристые и лучистые цеолиты, белоснежные арагониты, мелкие кристаллики фиолетового флюорита и др [9].

Постепенно осуществляется предсказание А.Е. Ферсмана о том, что «скоро полированный камень и самоцвет займут свое место в ювелирном деле, войдя в наш повседневный быт…Роль прикладного искусства, умение воплотить в камень определенную идею. Использовать его черты, умение связать художественную мысль с задачами предмета или изделия – все это вопросы, имеющие громадное значение для психологии человека, его настроения, его самочувствия, его работоспособности. Перед нашей камнерезной промышленностью стоит задача внести в брошку или кольцо, в безделушку или пепельницу на столе то художественное чутье и творческую мысль, которые одухотворяют камень, сочетая в нем собственную красоту с красотой замысла художника».

Известно, что вопросы спроса потребления самоцветов и поделочных камней в значительной мере зависят от традиций и моды, так как в сферу законов экономики здесь вторгаются законы психологии. Если камнесамоцветная промышленность будет выпускать свою промышленность в массовых количествах, одинаковых по цвету, форме и художественному замыслу изделий, то она вряд ли найдет сбыт. Серийное производство ювелирных и камнерезных изделий их природного сырья экономически невыгодно. Изделия должны быть высокохудожественными по замыслу самобытными по исполнению.