Смекни!
smekni.com

Состояние и активация иностранных инвестиций в Украине (стр. 4 из 8)

Именно таким был путь восстановления азиатских и латиноамериканских экономик, которые пострадали от бегства капитала в течение последних полутора десятилетий. В государствах, переживших обесценивание валюты, быстро развивалось внутреннее производство и внешнеторговый дефицит буквально в течение года сменялся профицитом. Снижение ВВП длилось, как правило, не более одного-двух лет. Хотя при этом возврата частных инвестиций приходилось ждать намного дольше. Приток иностранного капитала в страну, сравнимый с докризисным уровнем, появлялся лишь через три-пять лет.

Для Украины сроки восстановления могут быть иными. Свои коррективы внесет мировой кризис, который значительно уменьшил спрос на часть украинских экспортных продуктов, в частности, стальной прокат, удобрения и продукцию машиностроения. Хотя при этом могут оказаться востребованными другие экспортные товары, прежде всего — продовольствие. Дополнительный фактор, который грозит затянуть и углубить кризис, — ближайшие президентские выборы. Они могут обострить политическую нестабильность или спровоцировать власти на опасные для экономики решения, особенно на крупномасштабную денежную эмиссию. Ранее острая борьба за власть оказывала заметное влияние на деловую активность и инвестиции в Украине. Например, после президентских выборов 2004 года рост украинской экономики замедлился (с 12,1% в 2004-м до 2,7% в 2005-м). А после парламентских выборов в 2007 году всего за три месяца объем «прямых иностранных инвестиций» из Украины в экономику Кипра увеличился на $5,3 млрд (с $0,5 млрд до $5,8 млрд). Чтобы не допустить глубоких потрясений, связанных с оттоком инвестиций, имело бы смысл уменьшать долларизацию экономики. При этом стоит помнить: когда кризис будет преодолен, Украину ждет новый инвестиционный бум [19].

Также необходимо отметить, что, несмотря на острейший финансовый кризис в 2008 году, рекапитализация украинских банков началась с задержкой более чем в полгода, что окончательно подорвало доверие к украинским властям как со стороны населения, так и со стороны зарубежных партнеров. Это в значительно мере усугубило ситуацию в финансовой системе страны и в целом в экономике.

Именно неумение и нежелание договариваться по ключевым вопросам и в адекватные сроки принимать необходимые в национальных интересах решения стало той фундаментальной причиной, которая заложила основу практически под все кризисы, регулярно потрясающие страну и обрекающие ее на многолетний инвестиционный голод.

По показателю чистого притока прямых иностранных инвестиций в последнее десятилетие, Украина также является далеко не самой успешной страной и значительно проигрывает своим прямым конкурентам, в частности странам Центральной и Восточной Европы, РФ и Турции. В перерасчете на душу населения, объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по состоянию на 01.01.2009 г. составил всего лишь 1021 дол. США, что более чем в 11 раз ниже уровня Чехии, более чем в 8 раз уступает Словакии, в 6 раз ниже нежели в Венгрии и Болгарии [20].

Таблица 2.4 Прямые иностранные инвестиции в экономику стран

Страна Приток прямых иностранных инвестиций за 1999-2008 гг. Накопленный объем прямых иностранных инвестиций по состоянию на 01.01.2009, в расчете на душу населения
Россия 203616 1511
Польша 113069 4235
Турция 81146 945
Чехия 70670 11083
Румыния 54092 3364
Венгрия 47488 6359
Болгария 41598 6060
Украина 39711 1021
Словакия 27076 8506
Хорватия 22981 7023

*Рассчитано на основе данных United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD) World Investment Report 2009

Необходимо отметить еще один немаловажный фактор - для того чтобы успешно развиваться в долгосрочной временной перспективе, недостаточно только привлечь инвестиции, куда более важно создать необходимые условия, чтобы инвесторы в последующем в массовом порядке не хотели покинуть страну, а продолжали в долгосрочной перспективе инвестировать свои капиталы в необходимых объемах. Например, в том же Китае уже более 10 лет среднегодовой приток ПИИ превышает $40 млрд.

К сожалению, для своей инвестиционной привлекательности Украина делает очень мало. Именно поэтому привлеченные за все годы независимости иностранные инвестиции в нашу страну, пока не дотягивают даже до инвестиционного потока, который получал Китай всего за один год еще в прошлом десятилетии. Если же еще учесть, что около 25% иностранных инвестиций поступило в Украину из оффшорных зон, т.е. практически от наших сограждан, то иностранный инвестиционный интерес к нашей стране будет и совсем уж мизерным. По состоянию на 01.01.2009 г. в Украину с Кипра поступило 7,7 млрд. дол. США, Виргинские острова направили 1,3 млрд. дол. США.

Что касается секторов экономики Украины, которые наиболее подходят для системных инвестиций, то в 2009 году такими секторами с точки зрения потенциальных инвесторов стали:

– сельское хозяйство (92%),

– модернизация национальной инфраструктуры (91%),

– альтернативная энергетика (90%),

– пищевая промышленность (81%) [21].

По мнению опрошенных иностранных инвесторов, именно эти сектора идеально подходят для системного инвестирования с учетом текущей ситуации и перспектив дальнейшего развития.

В настоящее время Украина в условиях дефицита государственных управленцев, умеющих профессионально отстаивать национальные интересы и отсутствии необходимых финансовых ресурсов для проведения эффективных реформ, фактически находится у той черты, когда самостоятельные квалифицированные решения принимать уже не в состоянии. В конце 2008 года получив по программе stand-by от МВФ кредитную линию на два года в размере $16,4 млрд., украинское правительство так и не смогло разработать цельную антикризисную программу по выводу страны из кризиса.

2.2 Основные иностранные инвесторы на отечественном рынке инвестиций

За последние четыре года иностранные спекулянты вложили в Украину $18 млрд и столько же заработали. По меркам зарубежных инвесторов, украинские инвестинструменты приносят огромные прибыли — некоторые 100% годовых. Если эти инвесторы в одночасье решат уйти из страны, рынки недвижимости и акций обвалятся.

В марте шведская инвестиционная группа East Capital совместно с украинской ИК Dragon Capital купила 70% акций украинской компании «Чумак» — производителя соусов, подсолнечного масла и продуктов питания. По оценкам аналитиков, предприятие обошлось инвесторам в $35 млн.

Другое недавнее приобретение East Capital в Украине — 10% акций банка «Південний». Скандинавы купили миноритарный пакет акций за $80 млн — на 25% дороже его рыночной стоимости (считая по котировкам бумаг на бирже ПФТС). East Capital специализируется на инвестициях в страны Восточной Европы, Россию, Прибалтику и Украину. Шведы покупают акции компаний (как правило, миноритарные пакеты) и через два-три года перепродают стратегическим инвесторам. Средняя доходность инвестиций фондов группы East Capital — 60% годовых, сумма вложений в каждый проект — несколько десятков миллионов долларов (всего под управлением группы $6,9 млрд) [22].

Иностранные портфельные инвесторы вкладывают в самые разные украинские инвестиционные активы с целью выгодной перепродажи в будущем. В Украине спекулянты торгуют отечественной недвижимостью, землей, акциями и облигациями компаний. По меркам зарубежных инвесторов, украинские инвестинструменты приносят огромные прибыли — некоторые 100% годовых (в среднем на столько в прошлом году подорожала украинская земля и акции на ПФТС). Играют на нашем рынке в основном крупные инвестиционные фонды из Европы, США и России, оперирующие миллиардами долларов. С появлением в Украине полноценного валютного рынка зарубежные инвесторы перенаправят спекулятивный капитал в операции с инвалютой, а вот к рынку недвижимости иностранцы постепенно теряют интерес.

В Украине иностранцев привлекают выгодное географическое положение страны (близость к России и Евросоюзу), большая численность населения, квалифицированная рабочая сила, высокий потенциал развития сельского хозяйства и промышленности, большое количество полезных ископаемых. От этих факторов прямо или косвенно зависит финансовое благополучие многих украинских компаний, в которые инвестируют западные фонды, а также рост рынка недвижимости и земли.

Основные игроки на нашем рынке — фонды, специализирующиеся на развивающихся рынках, а также инвесторы, нацеленные исключительно на Восточную Европу и Украину, например, небольшие Kazimir Partners, Equest Fund или Alpcot Capital Management. Фонды, рассчитанные только на страны СНГ, нередко имеют в управлении всего по $100 млн. Такие инвесторы не гнушаются сделками от $1 млн на украинском рынке и ежегодно вводят в страну до $50 млн каждый.

Очень активны на нашем рынке российские инвесткомпании: «Альфа Капитал» (представляет интересы Альфа-Групп российского бизнесмена Михаила Фридмана), «Ренессанс Капитал» Стивена Дженнингса, «Тройка Диалог» Рубена Вардянана, «КИТ Финанс» Александра Винокурова. Эти компании открыли представительства в Украине либо работают через местных посредников (как, к примеру, КИТ Финанс) и покупают мелкие пакеты акций на фондовом рынке или концентрируют от 5% акций небольших промпредприятий для дальнейшей перепродажи. «Украиной также интересуются такие фонды прямых инвестиций, как Providence Equity, Warburg Pincus, Advant International, Sigma Bleyzer, Siguler Guff, East Capital», — перечисляет финансовый аналитик ИК «АРТ-Капитал» Сергей Войтюк. Эти фонды покупают миноритарные пакеты акций предприятий, управляют бизнесом совместно с основными собственниками и спустя несколько лет перепродают обновленную компанию стратегическим инвесторам. Компании Sigma Bleyzer, например, принадлежат провайдер кабельного ТВ «Воля-Кабель» и Полтавакондитер, Euroventures — сеть ресторанов «Дрова» и сеть аптек «Виталюкс». В управлении фондов прямых инвестиций обычно находится от $1 млрд до $10 млрд, в Украину они ежегодно инвестируют до $100 млн [23].