Если в акции и недвижимость иностранцы инвестируют вполне легально, то в земельные участки — в основном через подставные компании, поскольку официального рынка земли в Украине нет. «Некоторые инвесторы, чтобы не возиться с покупкой земли на черном рынке, вкладывают в сотки через акции компаний», — рассказывает брокер ИК «Конкорд Капитал» Анастасия Назаренко. Многие украинские аграрные и агропромышленные компании арендуют крупные наделы земли — до 150 тыс. га. «К таким агрокомпаниям относятся, например, Лендвест и Лендком», — говорит Анастасия Назаренко. Отдельным агрокомпаниям уже удалось оформить право собственности на землю. Покупая акции отечественных агропромышленников, инвесторы надеются, что постепенно стоимость приобретенных бумаг вырастет — за счет роста стоимости земли во владении компаний.
В Украине также есть пара фондов недвижимости, рассчитанных на иностранных инвесторов, к примеру, фонды под управлением компании Dragon — Ukrainian Properties & Development Plc (создана инвесткомпанией Dragon Capital). Получив от инвесторов около $200 млн, компания занялась концентрацией наделов земли под застройку коммерческой и жилой недвижимостью.
Через акции агрокомпаний или паи в инвестфондах в украинские наделы вкладывают преимущественно западные инвесторы. Российские спекулянты (в первую очередь строительные компании) самостоятельно покупают землю в Украине. Впоследствии они либо собственными силами строят объекты недвижимости (например, коттеджные поселки), либо перепродают землю застройщикам, либо работают в тандеме со строителями. По словам Сергея Костецкого, аналитика компании SV Development, нередко россияне покупают 30-40% акций строящегося на земельном участке проекта, которым руководит украинская компания (землей в этом случае инвесторы владеют примерно в такой же пропорции). Суммы инвестиций, которыми оперируют иностранные портфельщики на земельно-строительном рынке, — от $50 млн до $500 млн.
Еще один крупный иностранный игрок на земельном рынке — банки с зарубежными инвестициями. Они создают собственные девелоперские компании либо соинвестируют с застройщиками в участки.
Другой лакомый кусок украинского инвестиционного пирога для зарубежных спекулянтов — рынок коммерческой недвижимости. «Иностранные инвестфонды вложились в крупные объекты торговой недвижимости в Украине, такие как киевские ТЦ «Магелан», «Украина», «Арена», — рассказывает Сергей Войтюк. Самая известная сделка на рынке недвижимости с участием западного спекулянта — покупка универмага «Украина» американским фондом NCH Advisors и его масштабная реконструкция в 2003 году. В 2006-м фонд продал «Украину» ирландской инвесткомпании Quinn Group за $59 млн. Предположительная доходность американской инвестиции — 150%.
По оценкам специалистов, на украинском рынке как в сфере биржевой торговли, так и на рынке недвижимости и земли сейчас в целом оперируют около 300 зарубежных инвестиционных фондов. Основной приток инвесторов пришелся на 2007 год, когда конъюнктура мирового финансового рынка была благоприятной и в развивающиеся страны хлынул поток портфельных инвестиций. Мелкие украиноориентированные фонды ежегодно вкладывают в нашу страну до 100% своих активов, мировые мегафонды — не более 1%. Сейчас средняя сумма реальных годовых инвестиций в Украину зарубежными инвестфондами оценивается аналитиками на уровне $25-30 млн (каждый фонд). Если умножить это число на количество институциональных инвесторов (300), получится от $7,5 млрд до $9 млрд спекулятивных денег. Однако, скорее всего, такие суммы поступали в Украину только в прошлом году: раньше зарубежные портфельщики вкладывали в нашу страну меньше — в среднем по $10-15 млн в год. Причем количество инвестфондов на рынке также было меньшим: в 2005-2006 гг. — не более 200. В целом можно предположить, что инвестиции иностранных спекулянтов в Украину за последние 4 года (до этого вложения были ситуативными либо связанными с концентрацией акционерного капитала зарубежными ТНК) составляют от $13,5 млрд до $18 млрд. При средней годовой доходности инвестинструментов на уровне 30% иностранные инвесторы за этот период удвоили свои вложения в нашу экономику (при условии постоянного реинвестирования полученной прибыли на протяжении четырех лет). Цифры по украинским меркам огромные — учитывая, что, по данным НБУ на 1 апреля 2008-го, за всю историю независимости Украина получила $41 млрд прямых инвестиций и около $15 млрд портфельных (вложения в пакеты акций меньше 10% уставного фонда и облигации) [25].
Выводы ко второму разделу
Согласно оценке специалистов Европейского центра исследований, предпринимательский риск инвестиций в Украину составляет 80%. Именно он обусловливает незначительный поток прямых инвестиций. В мировом потоке прямых инвестиций на экономику Украины приходится около 1%, а это очень мало. Ученые говорят, что Украина может выйти из кризисного состояния в первую очередь за счет собственных сил и средств. Однако интенсивный переход к конкурентоспособной модели национальной экономики требует сотрудничества с мировой системой хозяйствования, в которой иностранные инвестиции являются важным экономическим рычагом. При этом важной предпосылкой привлечения как внутренних, так и иностранных инвесторов является эффективный механизм управления инвестиционными процессами в целом и планирования инвестиционных процессов частности как главному фактору повышения инвестиционной активности.
Сфера интересов зарубежных инвестфондов — вложения в украинские банки, ретейловые, аграрные, строительные компании, а также объекты недвижимости (офисные и торговые центры), крупные участки земли.
Среди причин, которые препятствуют существенному увеличению притока иностранных инвестиций в экономику Украины, иностранные компании называют: кризис в финансово-экономической системе Украины, отсутствие эффективной модели инвестиционных стимулов, политическую нестабильность, отсутствие реальных государственных гарантий защиты иностранных инвестиций и прав собственности.
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
3.1 Проблемы и условия привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины
По данным Европейской Бизнес Ассоциации, в IV квартале 2009 г. индекс инвестиционной привлекательности Украины оставался неблагоприятным и составил 2,57 балла по пятибалльной шкале. В III квартале оценка была на уровне 2,56. Правда, согласно данным этого опроса, доля умеренно позитивных оценок инвестиционного климата и его ближайших перспектив растет [26].
Кстати, в соответствии с информацией исследовательского центра SEOLA Group Ideas Factory, 91% руководителей мировых инвесткомпаний после президентских выборов ожидают консолидации всех ветвей власти, а 87% - создания эффективной модели инвестиционных стимулов. Кроме того, 79,9% опрошенных верят, что новый президент инициирует создание долгосрочной стратегии развития Украины. Как видим, инвесторы устали от неопределенности, «демократии» по-украински, изменений внешнеполитического курса, отсутствия хоть какой-то стратегии развития страны. Самое неприятное, что согласно опроса инвесторов, только 4,6% из них называют целесообразным долгосрочное инвестирование в экономику Украины, при этом 58,2% считают оптимальными лишь краткосрочные инвестиции.
Недавно в большой спешке (очевидно с предвыборными целями) государство выбрало 10 проектов, имеющих стратегическое значение для экономики Украины и которые будут финансироваться под госгарантии. В 2010 г. планируется привлечь в эти проекты не менее $7 млрд. инвестиций. Большинство из этих «счастливых» проектов инфраструктурные, часть — энергетические и несколько транспортных. Впрочем, источники финансирования по ряду из них уже известны. В целом же, установление каких-либо приоритетов очень напоминает госпрограммы по привлечению инвестиций, которые после утверждения обычно пылились на полках.
Как обычно, Украина твердо может рассчитывать только на средства институциональных инвесторов. После того как в 2009 году ЕБРР вложил в 46 проектов (на частный сектор приходится 75% проектов, на государственный - 25%) в Украине $1,5 млрд. уже в текущем году банк планирует инвестировать в Украину 1,1 млрд евро. Деньги пойдут, в частности, на программы в отрасли энергетики. В прошлом году банк «специализировался» на банках — более половины всех проектов на общую сумму $870 млн. Около $350 млн. направлены в АПК, промышленность и недвижимость. Кроме того, $137 млн. инвестированы в муниципальные проекты в Ивано-Франковске, Львове и Киеве [28].
Наиболее же привлекательными в 2010 г. для инвесторов будут оставаться металлургия, телекоммуникации и IT, АПК и переработка сельскохозяйственной продукции, фармацевтика и энергетика. В этих сегменты возможен приход иностранных инвесторов путем слияний и поглощений (в украинской практике скорее исключительно поглощений) и фондов прямых инвестиций.
В теории компании МСБ, располагающие уникальными знаниями и/или технологиями, смеют надеяться и на деньги фондов прямых инвестиций, но в таком случае они должны будут, во- первых, поделиться собственностью, а во-вторых — быстро показать конкретные результаты своей работы. Приоритетными отраслями для фондов прямых инвестиций являются АПК, пищепром, IT и телекоммуникации, энергосбережение и импортозамещение, фармацевтика и т. д.
Следует отметить, что украинский фондовый рынок с марта прошлого года показывает рост, что способствует оптимизму инвесторов. С другой стороны, многие из них отложили реализацию своих проектов до полной стабилизации экономической ситуации. Слабое улучшение макроэкономических показателей дает предметные надежды на увеличение притока ПИИ. При этом фундаментальные проблемы украинской экономики минимум до конца 2011 г. разрешены не будут, а значит на резкий качественный рост инвестиционных потоков надеяться не приходится.