"Камень Александра"
(Практическое пособие по определению уральского александрита)
"Ни одно явление, связанное с драгоценными камнями, не поражает больше, чем красные и зеленые блики, излучаемые ограненным александритом, когда свет проходит через камень в определенном направлении"
(Г. Смит: Драгоценные камни: М., 2002. - с.328)
Стоит лишь произнести название этого камня, тотчас услышишь в ответ: "Знаю-знаю, - его обязательно нужно носить в паре, еще он меняет свой цвет…" Некоторые наши соотечественницы (но никак не соотечественники!), с торжественно-таинственной интонацией в голосе, добавят: " Мне от бабушки осталось колечко (или сережки) с александритом…" Как правило, далее следует описание украшения из золота "старинной" 583-й пробы с камнем круглой, овальной или продолговатой формы размером от горошины до "ногтя мизинца", который удивительным образом меняет свой цвет: днем он "сине-зеленый", а при искусственном освещении становится "лилово-розовым". Сами реликвии хранятся дома и как украшение счастливыми обладательницами чаще всего не используются: либо по причине устаревшего дизайна, либо вследствие отсутствия комплекта для ношения "в паре".
С появлением в последние годы в российских городах бессчетного числа ломбардов и комиссионных отделов ювелирных магазинов, возможность увидеть подобного рода "александриты" советской эпохи и, при желании, приобрести ювелирные изделия с ними, появилась у каждого. Правда, сто процентов таких украшений относятся к категории "женских" и представлены серьгами, кольцами или перстнями.
Само по себе, даже только одно это обстоятельство дает повод задуматься: почему драгоценный камень, названный именем императора Александра Второго и ставший после его трагической гибели символом российских монархистов[1], обрел принадлежность к сугубо женским украшениям?
Более того, сам александрит снискал у советских женщин печальную славу "вдовьего камня"?
Почему, если пределом мечтаний большинства россиянок были и остаются украшения с бриллиантом, средний вес которого, по статистике продаж, составляет 0.1 карата (а это камень диаметром всего 3 миллиметра), то изделия с александритом, относящимся к драгоценным камням 1-й группы (в нее, помимо бриллианта, также включены изумруд, рубин и синий сапфир), несмотря на внушительный размер вставки, можно купить фактически по "цене металла"? Распространенная ситуация: в витрине ломбарда красуется женский перстень. На бирке читаем: "Кольцо. Золото 750. Масса изделия 7.0 г. Размер 17.5. Вставка:
Александрит. Цена изделия – 4900 рублей (1г – 700 руб)"
И это при том, что "вставки из природных александритов, сравнимые по яркости и насыщенности цвета, дефектности и размерности со вставками из лучших рубинов и сапфиров[2], превосходят последние по цене в полтора-два раза" (Л.П. Макаров. Ювелирные украшения. - Москва, 2003), а количество отличных бриллиантов высшего цвета D в миллионы раз превышает количество натуральных александритов!
Ответ на все эти вопросы очевиден: ничего общего с природным александритом, являющимся очень редкой и чрезвычайно ценной разновидностью минерала хризоберилла, "александритовые" вставки в ювелирных изделиях советского периода не имеют.
Что же, на самом деле, представляет собой натуральный александрит?
Самое первое и самое лучшее описание "неизвестного зеленого камня" дает Яков Васильевич Коковин, Командир Екатеринбургской гранильной фабрики, в своем "Представлении" от 20 апреля 1835 года: "Новый сей минерал по кристаллизации, сильному металлическому блеску, тяжести, твердости и перемене цветов заслуживает особенное уважение и усиленных разысканий, и ежели будет находиться, прозрачен и чист, то в ценности он может равняться алмазу.
Твердость сего ископаемого при огранке равна твердости яхонта, сапфиру, легко чертит все до сего известные камни, и что совершенно новое и весьма значительно: при дневном свете ограненный и в натуральном виде густо-зеленого цвета, а при огненном розовый или малиновый, судя по толщине и прозрачности камня" (Козлов Ю.С. Александрит. – М.: Наука, 2003. - с.13).
Сведения, касающиеся истории открытия александрита, происхождения названия, распространенности в природе, специфических минералогических характеристик и т.п., можно встретить на страницах множества книг и справочников по "каменной" тематике.
С целью получения наиболее полных данных, стоит обратиться к следующим источникам:
Рид П. Геммология. Пер с англ. – М.: Мир: ООО "Издательство АСТ", 2003.
Смит Г. Драгоценные камни. Пер с англ. – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002.
Козлов Ю.С. Александрит. – М.: Наука, 2003.
Если говорить об интернет-ресурсах, достаточно внести в окно поиска слово "александрит". Наиболее авторитетный тематический сайт – www. alexandrite. ru.
Таким образом, найти ответы на вопросы теоретического свойства не составит большого труда.
Если же читателя интересует практическая сторона дела и интерес обусловлен желанием узнать, является ли камень в "бабушкином колечке" александритом или стать обладателем "настоящего" уральского александрита, то неизбежно возникнут вопросы иного свойства, а именно:
Как выглядит александрит и где его можно увидеть?
Как, не имея специального оборудования, отличить натуральный камень от его имитаций и материалов синтетического происхождения?
Насколько реально купить александрит или изделия с ним, учитывая его стоимость и специфику законодательства РФ?
Итак, по порядку…
В домашних условиях, сидя перед монитором ПК, получить полное представление о том, как выглядят кристаллы минерала и ограненные камни при различном освещении, как проявляется уникальный "александритовый" эффект, очень сложно. Обусловлено это обстоятельство тремя причинами:
- особенностями оптических свойств александрита, существенно усложняющими задачу оптимальной цветопередачи при его фотографировании. Источники освещения, используемые для проявления "зеленой" и "красной" фазы цвета камня, должны иметь строго определенную длину световой волны. Известно, что даже при естественном освещении, цвет одного и того же образца александрита варьирует в зависимости от времени года и погоды, географической широты, высоты над уровнем моря, ориентации его оптических осей относительно направления световых лучей и других факторов. Незначительных изменений условий освещения камня или его поворота достаточно, чтобы повлиять на наблюдаемый цвет александрита.
- возможностями цветовоспроизведения монитора вашего компьютера. Достаточно вспомнить, как по-разному выглядят "картинки" телевизоров на демонстрационных стендах магазинов бытовой техники.
- происхождением образцов александритов. В большинстве случаев, на интернет-сайтах представлены изображения камней, добытых из месторождений Шри-Ланки, Танзании, Индии и Бразилии, цветовые характеристики которых существенно отличаются от уральских александритов. Не вдаваясь в детали этих различий, приведу одно наблюдение. Испания, курортный городок Торремолинос. Ювелирный магазин, хозяин которого - типичный выходец из стран Индокитая. Сапфиры, рубины… - как натуральные, так и их имитации. В ответ на вопрос: "Александриты?", любезный хозяин, уже уяснивший в ходе предшествующего общения, что имеет дело с посетителем, разбирающимся в камнях, извлекает небольшой контейнер с ограненными камнями размерами от одного до 5-7 (!) каратов. Различного цвета и тона, имеют трещинки, множество мелких сколов по ребрам: похоже, что натуральные. По цвету напоминают бериллы: бледно-зеленые, с желтоватым нацветом,. Часть граней, даже при дневном освещении, имеет легкий фиолетовый оттенок. В свете лампы накаливания, камни приобретают розовато – серый цвет.
В сравнении с уральскими камнями, выглядят безжизненными, лишенными "игры", блеклыми и неинтересными. Не исключаю, что увиденные образцы цейлонских александритов далеко не самые лучшие, но очень много подобных камней выставлено на продажу на интернет-аукционах (по весьма, кстати, приемлемым ценам).
Что касается печатных изданий, то наиболее богатый иллюстративный материал представлен Ю.С. Козловым в монографии "Александрит": М.: Наука, 2003. В иллюстрированной энциклопедии "Минералы" (П. Корбел, М. Новак. - М.: Лабиринт пресс, 2004) размещена удачная фотография кристаллов александрита (Малышевское месторождение) под искусственным освещением. Во многих других альбомах, включая "TheNationalGemCollection" (издание SmithsonialInstitution: JerreyE. Post, 1997) и каталог Sotheby’s “FineJewels” (Nov.24, 1997), представленные изображения не передают реальный цвет александритов.
Для знакомства с александритом, лучшим выбором будет посещение минералогического музея. Таким образом, вы сможете улучшить статистику данных Австралийского научного общества геммологов, согласно которой лишь один человек из 100 тысяч живущих на нашей планете, имел возможность в течение своей жизни увидеть природный александрит воочию. Для достижения этой цели необязательно ехать в Москву или Санкт – Петербург: образцы минерала и ограненные камни представлены, например, в экспозиции минералогического музея иркутского политехнического университета (директор – профессор Л.Д. Вахромеева), в музеях Екатеринбурга… На сегодня, наиболее обширной коллекцией александритов располагает московский музей им. академика А.Е. Ферсмана, в составе которой – знаменитая "друза Кочубея".
Коллекция образцов минерала и ограненных александритов Ю.С. Козлова, переданная им в дар геологическому музею им.В.И. Вернадского, находится в запасниках музея и не экспонируется.