ФЗ "Об акционерных обществах" содержит императивное требование о завершении оплаты акций, размещаемых при учреждении общества, в течение года с момента государственной регистрации общества. В противном случае неоплаченные акции поступают в собственность общества (п. 1 ст. 34 Закона). При этом этот Закон не предусматривает никаких исключений для вносимых в уставный капитал прав пользования имуществом.
Отсюда можно сделать вывод, что если и может подобное право быть вкладом в уставный капитал акционерного общества, то учетный срок для расчета денежной оценки вклада как эквивалент стоимости акций не может превышать одного года с момента регистрации общества.
В хозяйственных товариществах вопрос о видах вкладов в складочных капиталах решается самими учредителями в учредительном договоре.
Как видно из анализа приведенных положений законодательства, передача права пользования в уставный капитал носит срочный характер - с истечением срока закон связывает факт оплаты доли, а это в свою очередь определяет порядок расчетов с лицом, выходящим из состава общества. Период времени недоиспользования имущества вследствие досрочного прекращения права пользования имуществом у общества берется в основу расчета денежной компенсации такого досрочного прекращения участником[13].
Срок передачи является существенным условием договора учредителей. Соответственно условие договора учредителей о бессрочной передаче права пользования имуществом в качестве вклада в уставный капитал следует считать несогласованным и не имеющим юридической силы.
Исключение, пожалуй, составляют хозяйственные товарищества, где все вопросы о видах вкладов и их оценке решаются исключительно самими полными товарищами, которые могут предусмотреть передачу права пользования в складочный капитал без указания срока.
Условия пользования имуществом при передаче права владения и пользования на него в уставный капитал на практике либо включают в учредительный договор, либо заключают отдельное соглашение об условиях пользования имуществом, право пользования, которым передано в уставный капитал. На наш взгляд, второй вариант предпочтительнее, чтобы не загромождать договор учредителей. Соответственно в договоре учредителей необходимо сделать оговорку, что условия пользования имуществом определяются особым соглашением.
Передача в уставный капитал права владения и пользования объектами недвижимости означает обременение права собственности. А, как известно, наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимость регистрации подлежат также ограничения (обременения) прав на него (ст. 130 ГК, ст. 4 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Основанием прекращения права владения и пользования, внесенного в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, является, прежде всего, истечение срока пользования. По истечении срока участник признается исполнившим свое обязательство по внесению вклада в уставный капитал. Соответственно имущество подлежит возврату собственнику - соучредителю общества. Если общество имущество не возвращает, собственнику следует обратиться в суд с иском о возврате имущества, право пользования, которым прекращено. В дальнейшем возможность использования имущества бывшим пользователем зависит от собственника. Он может заключить с обществом (товариществом) договор аренды, однако понудить его к этому нельзя.
Надо иметь в виду, что возможно досрочное прекращение права пользования имуществом. Полагаем, что досрочное прекращение права владения и пользования возможно:
- по инициативе учредителя, предоставившего право пользования в уставный капитал. Например, пользователь ухудшает состояние имущества, использует имущество не по назначению;
- по инициативе пользователя. Например, имущество по причинам, не зависящим от пользователя, оказалось в состоянии, непригодном для использования его по назначению;
- по инициативе третьих лиц. Например, обращено взыскание на имущество, находящееся у пользователя. В силу ст. 59 ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание может быть обращено на имущество должника независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
Закон обязывает участника в случае досрочного прекращения у общества права пользования имуществом уплатить по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на аналогичных условиях в течение оставшегося срока.
При неоплате денежной компенсации доля участника переходит к обществу, при этом общество выплачивает действительную стоимость части доли, пропорциональной сроку, в течение которого имущество находилось в пользовании общества. Лицо утрачивает статус участника общества. Однако уставом общества может быть предусмотрено, что к обществу переходит не вся доля участника, а лишь ее неоплаченная часть, пропорционально неоплаченной сумме компенсации. В таком случае участник сохраняет свой статус в составе общества, но с долей, меньшей той, которая указана в учредительных документах первоначально при создании общества.
Необходимо различать досрочное прекращение права пользования при сохранении участником своего статуса в составе общества и при утрате такового.
В учредительных документах может быть указано, что при выходе участника из общества ему в течение установленного срока возвращается имущество; соответственно право пользования прекращается досрочно.
Если же в уставе этого указания нет, действует общее правило: имущество остается в пользовании общества в течение срока, на который оно было передано (п. 4 ст. 15 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Однако полагаем, что выбывший из состава участников вправе требовать оплаты за пользование своим имуществом исходя из платы, которая обычно взимается при сравнимых обстоятельствах за пользование подобным объектом (ст. 424 ГК).
Вкладом участника в уставный капитал могут быть также нематериальные активы.
Прежде всего, необходимо определить содержание понятия "нематериальные активы".
В соответствии с п. 48 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170, к нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права, возникающие:
из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;
из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
из прав на "ноу-хау" и др...
Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы (о чем говорилось выше).
Как следует из п. 48 указанного Положения, приведенный в нем перечень нематериальных активов является открытым, т.е. к данным активам могут быть отнесены и другие права. При этом важно, чтобы все права, относимые к нематериальным активам, содержали основные признаки последних - долгосрочность действия (свыше одного года) и способность приносить доход.
Впервые принципиальная возможность внесения интеллектуальной собственности в уставный капитал была введена в предпринимательскую деятельность России в 1990 году Положением об акционерных обществах, а затем эта норма права вошла в Гражданский кодекс РФ.
Обобщенное понятие "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, к защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Под внесением интеллектуальной собственности в уставный капитал понимается передача имущественного права на использование объектов интеллектуальной собственности. На практике надо учитывать, что объекты интеллектуальной собственности могут публиковаться в открытой печати и, таким образом, становиться общеизвестными, но правом на их использование (имущественным правом) могут обладать только патентообладатели или лица, получившие разрешение (лицензию) от патентообладателей. Именно в этом и состоит основное отличие объектов интеллектуальной собственности (нематериальных активов предприятия) от материальных объектов собственности, используемых в качестве вклада в уставной капитал.
При вложении интеллектуальной собственности в уставный капитал предприятия права собственности и права на использование объектов интеллектуальной собственности переходят к предприятию, то есть предприятие становится собственником интеллектуальной собственности. Эта особенность была отмечена в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8, которого указано, что коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами) (ст. 48, п. 3 ст. 213 ГК).
Приобретение предприятием имущественных прав (прав собственности) на интеллектуальную собственность приводит к возникновению возможности их отчуждения. Поэтому возможны ситуации, когда вложенные в уставный капитал права на использование интеллектуальной собственности могут быть в установленном законом порядке отчуждены от собственника и переданы его кредиторам.