Стоит отметить, что позиция налогового ведомства по налогу на прибыль прямо противоположна выводам по НДС. В ряде писем вышестоящие налоговые органы сами указывали на то, что лизинговый платеж является единым. Суммы НДС, уплачиваемые в составе лизинговых платежей, принимаются к вычету в том налоговом периоде, в котором произошла уплата.
В случае с возвратным лизингом налоговые органы считают, что реальная хозяйственная операция фактически не осуществлялась, а сделки являются фиктивными. Следовательно, у лизингополучателя (ранее – продавца предмета лизинга) нет оснований для признания в расходах повышенной амортизации и лизинговых платежей.
Следует отметить, что суды до настоящего времени поддерживали налогоплательщиков. При этом суды исходили из того, что Закон о лизинге прямо предусматривает возможность продавца выступать в качестве лизингополучателя. А значит, законные ограничения на совершение сделок по возвратному лизингу не предусмотрены.
Однако, в данной ситуации нужно принимать во внимание, что нормы ГК РФ не позволяют сделать однозначного вывода о возможности заключения сделок возвратного лизинга. Арбитражные суды при рассмотрении дел применяли положении Закона о лизинге как специального нормативного акта по вопросу лизинга, принятого позднее, чем ГК РФ.
Также при заключении договоров возвратного лизинга рекомендуем учитывать, что ВАС РФ подготовлен проект Информационного письма об оценке обстоятельств, порождающих сомнения в добросовестности налогоплательщиков. В проекте в качестве одного из таких обстоятельств, указано совершение налогоплательщиком операции по отчуждению имущества с последующим приобретением на него имущественных прав. Такая формулировка критерия недобросовестности в полной мере может быть распространена на сделки возвратного лизинга.
Поэтому с выходом письма ВАС РФ, вероятно, налоговые органы будут уделять большее внимание операциям по возвратному лизингу и, в большинстве случаев, свою позицию организациям придется отстаивать в суде.
При этом организации нужно будет доказать, что заключенные сделки имели реальную хозяйственную цель и не направлены исключительно на получение налоговых преимуществ. Например, документально подтвердить потребность организации в свободных оборотных средствах. Для этого можно представить бизнес-план, технико-экономическое обоснование потребности в средствах для осуществления инвестиций и т.п. Также желательно иметь доказательства использования полученных от продажи предмета лизинга средств на цели, связанные с предпринимательской деятельностью организации.
3.4 Современное состояние лизингового рынка в России
Рынок лизинга вошел в фазу бурного роста: в 2006 году прирост объема нового бизнеса составил 83%. Высокие темпы развития и большой потенциал роста — это и новые возможности, и новые вызовы, среди которых усиление конкуренции и снижение маржи. Лизинговый рынок бьет рекорды: в 2006 году рост основных показателей оказался самым большим за последние 5 лет. Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд долл. (8 млрд в 2005 г.), а суммарный портфель лизинговых компаний — 19,5 млрд долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005 г. —0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005 г. — 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд долл. (см. график 1).
График 1. Основные показатели состояния рынка лизинга
График 2. Темпы прироста объемов профинансированных средств
Рост рынка в значительной степени был обусловлен избытком ликвидности у банков и необходимостью размещения ими своих свободных средств. А это значит, что увеличилось кредитование инвестиционных проектов, в том числе и лизинга, который является довольно надежным вариантом инвестиций. Во-вторых, существенно улучшилась осведомленность потенциальных клиентов о лизинге. Множество предприятий по достоинству оценили преимущества лизинга как удобного и выгодного финансового инструмента, и количество обращений в лизинговые компании росло в геометрической прогрессии. По заявлениям представителей лизингодателей, они «говорят с клиентами на одном языке», что позволяет обеим сторонам достигать своих целей — клиентам переоснащать производственные мощности и развивать бизнес, а лизинговым компаниям — реализовывать крупные инвестиционные проекты, расширять предоставляемый комплекс услуг.[25]
Темпы прироста объемов профинансированных средств в 2006 году впервые превысили темпы прироста объемов полученных лизинговых платежей. Более того, по абсолютному значению превышение составило в 1,6 раза: 3,9 млрд долл. в 2006 году по сравнению с 2,4 млрд в 2005 г. В 2006 году темпы прироста лизинговых платежей и профинансированных средств увеличились уже почти вдвое по сравнению с 2005 годом (прирост — 78% и 90% соответственно, см. график 2). Что это означает? На 2006 год пришелся максимум новых сделок за всю историю российского рынка лизинга. Первый этап наращивания портфеля, начавшийся после дефолта на фоне роста экономики и увеличения инвестиций в основной капитал, закончился. Сделки, заключенные в 1999-2001 годах, за редким исключением завершены, и началась новая волна, отдача от которой будет еще расти. Так что темпы прироста в ближайшие годы могут поставить новые рекорды. У банковского рынка есть Центробанк. У фондового — ФСФР. У страхового — ФССН. А у лизинговых компаний нет регулятора, который был бы заинтересован в развитии рынка. Единственным органом, проявляющим повышенное внимание к лизинговым компаниям, является Федеральная налоговая служба, цель которой — собрать максимум доходов в казну. Повышенное внимание со стороны налоговиков и их подход к лизингу как к виду деятельности, ориентированному на уклонение от налогов, серьезно осложняет развитие рынка. Невозмещенный НДС остается главной проблемой лизинговых компаний и составил на 01.01.2007 г. около 25 млрд руб.. По мнению самих лизингодателей, при сохранении существующей придирчивости налоговиков к НДС, лизинговые компании могут терять 10-15% бизнеса ежегодно. В целом же потери рынка из-за недоработок в законодательстве составили в 2006 году около 9 млрд долл.
Существенная доля в потерях рынка приходится на сегмент лизинга недвижимости, который только пытается встать на ноги. В общем объеме нового бизнеса лизинг недвижимости в 2006 г. составил всего 2,29%, то есть примерно в 10 раз меньше, чем в странах с развитым рынком лизинга. Тем временем спрос на услуги в этом сегменте существенно растет, все больше компаний начинают заниматься лизингом коммерческой недвижимости. Случается даже, что по некоторым сделкам вознаграждение лизинговых компаний равно той ставке, по которой они привлекают финансирование в банке. Лизингодатели идут на это с целью опробовать новый инструмент. Но удовлетворить растущий спрос лизингодатели пока не могут из-за административных и законодательных преград, а также частого нежелания продавцов указывать в договорах рыночную стоимость офисов и зданий. Решение указанных проблем, а также устранение прочих пробелов в сфере законодательного и налогового регулирования лизинговой деятельности, могло бы дать существенный толчок быстро растущему рынку.
Среди значимых изменений в законодательстве для лизинговых компаний можно отметить следующие два, которые были внесены в 2006 году: включение статьи «Доходные вложения в материальные ценности» в состав основных средств для бухгалтерского учета, что привело к обложению объектов лизинга налогом на имущество и, как следствие, отразилось на общей стоимости договоров лизинга; и изменения в Налоговом кодексе РФ, касающиеся определения налоговой базы по НДС: с 1 января 2006 года — только по отгрузке.[26] Основная доля нового бизнеса в 2006 году пришлась на лизинг железнодорожного тягового и подвижного состава, лизинг грузового и легкового автотранспорта. Указанные сегменты почти удвоили свою долю на рынке по сравнению с 2005 годом и в совокупности составили более 50% рынка (см. график 3). Данное соотношение характерно для многих стран с развитым рынком лизинга. Лизинг железнодорожного транспорта остается лидирующим сегментом рынка. На фоне роста позитивных ожиданий и определенности на рынке у предприятий-собственников железнодорожного подвижного состава в прошедшем году многие компании стали работать в направлении финансовой аренды подвижного состава. От лизингодателя при этом требовалась только готовность к крупным сделкам с минимальным авансом и возможность контролировать перемещение предмета лизинга в общероссийском масштабе. И в соответствии с планами ОАО «РЖД» сегмент лизинга железнодорожного транспорта имеет потенциал двукратного роста в абсолютном выражении к 2010 году.
График 3. Виды оборудования, составившие более 2% в объеме нового бизнеса в 2006 г.
Так например, развитие операций по лизингу автотранспорта для ОАО «ВТБ-Лизинг» было связано с активным участием в крупных совместных проектах с органами исполнительной власти регионов Российской Федерации. В рамках данных проектов осуществлялась замена и расширение парка автотранспорта, обслуживающего пассажирские транспортные перевозки. Ситуация в данном сегменте рынка остается благоприятной для лизинговых компаний, так как парк пассажирского автотранспорта во многих регионах сильно изношен, и региональные власти готовы активно содействовать процессу его обновления, поскольку заинтересованы в более высоком качестве предоставляемых населению транспортных услуг. Объем нового бизнеса на сегменте лизинга автотранспортных средств составил в 2006 году около 95 млрд руб. или 3,5 млрд долл., прирост показателя за год в абсолютном выражении — примерно 1,7 млрд долл. (более 50%).