Помимо известной функции наведения глянца на портреты спонсоров, широкое распространение получила, так называемая, "принудительная благотворительность" как плата за доступ в кабинеты крупных чиновников, к бюджетным деньгам, к национальным ресурсам. Примером такой благотворительности может служить опыт строительства храма Христа Спасителя в Москве.
Этот период был и самым ярким по количеству благотворительных акций, и самым скандальным по злоупотреблениям налоговыми льготами и "отмыванием" в этом секторе "теневых капиталов".
После финансового кризиса в августе 1998 года с арены российской благотворительности и меценатства исчезли многие заметные участники. А оставшиеся значительно сократили свою долю взносов в поддержку культуры, перенацелив средства на социальные программы. Меценатами стало быть не модно. И закон "О меценатах и меценатстве"17 сгинул где-то в недрах Государственной Думы, так и не родившись.
Меценатство стало более "целевым". Больше внимания теперь уделяли предприниматели провинциальным культурным проектам, главным образом, в тех регионах, куда после дефолта сместились интересы многих банков и компаний. Бум корпоративного собирательства произведений изобразительного искусства резко пошел на спад. А вот театры сумели сохранить к себе интерес меценатов. В основном теперь поддержка оказывалась конкретным спектаклям или программам, и только некоторые наиболее успешные театры имели возможность указывать на афишах имена своих Генеральных спонсоров: Росбанк в "Современнике", "Русское золото" в Ленкоме, Внешэкономбанк - в театре Фоменко… Но таких счастливчиков осталось значительно меньше, чем в докризисные времена. Из всех перипетий этого периода можно сделать один утешительный вывод. Сначала кризис 1998 года и недавний финансовый кризис подкосили многие финансовые институты, но не прервали традиции благотворительности и меценатства.
На смену прежним олигархам пришли новые участники. Возможности каждого из них по отдельности, может быть, и не очень впечатляющи, но именно они теперь становятся движущей силой процесса возрождения традиций меценатства в России.
Хотя, безусловно, не все так безоблачно, как хотелось бы. Так для меценатов актуальными остаются следующие проблемы
• Неупорядоченные отношения с государством и субъектами региональной власти из-за отсутствия закона
• Использование пожертвованных средств не по назначению, в том числе - использование средств в корыстных целях частными лицами.
• Отсутствие государственных гарантий безопасности данной деятельности, отсутствие государственной защиты меценатов
• Отсутствие льгот для лиц, занимающихся меценатством
• Отсутствие систематизированной информации по всем без исключения вопросам, касающимся меценатской деятельности.
• Не информированность населения о состоянии дел в меценатстве и о меценатах.
• Отсутствие программы развития меценатства в России
У даропринимателей же, претендующих на поддержку меценатов, так же есть ряд факторов, вызывающих трудности:
1. Полное отсутствие достоверной информации о меценатах и меценатской деятельности в России.
2. Отсутствие органов, располагающих информацией о меценатстве и, как следствие - незнание, куда обращаться в случае необходимости
3. Отсутствие общественных организаций, серьезно и компетентно занимающихся вопросами меценатства.
Спонсорство же - это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Более точно в содержательном смысле выглядит следующее определение спонсорства: спонсорство - это, как правило, деятельность юридических лиц, основанная (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности с одной стороны, и коммерческой компанией с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу.
Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса . Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный "выход на общество" и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество.
В России развитие цивилизованного спонсорства18 еще пока в стадии формирования. И в подтверждение тому можно отметить нечеткий правовой статус данного понятия. В российском законодательстве достаточно четко определено понятие "благотворительная деятельность", менее конкретно — "спонсорство", и совсем не было определено "меценатство".
Но было бы неверно не отметить очевидное движение в развитии спонсорства вообще и в частности спонсорства культуры. Сегодня собственные спонсоры есть у каждого крупного музея: иногда генеральный, иногда целевой; свои спонсоры у театров, особенно известных, столичных. Одним из наиболее успешных столичных театров с точки зрения поиска финансовой поддержки до недавних пор считался театр "Сатирикон". Здесь к дарителям относятся с особой бережностью: популяризируют в буклетах, благодарят на премьерах, вручают дипломы и так далее.
В таблице 3 приведены подробные данные по театрам и организациям и тому, кто являлся генеральным спонсором театра или конкретного спектакля или фестиваля. Также приведены суммы в рублях, выделенные спонсором для проведения того или иного мероприятия.
Таблица 3 Данные по мероприятиям/учреждениям и их генеральным спонсорам
Мероприятие/Учреждение | Генеральный спонсор (наименование / сумма вложенных средств (млн. рублей)) |
Спектакль "Три товарища"Театр Современник | Росбанк (2,5 млн. рублей) |
Фестиваль "Музыка, театр, кино", 02.11.2010 – 05.12.2010 | Мособлбанк (1,3 млн. рублей) |
Международный конкурс гитаристов и барабанщиков, сентябрь 2010 | Компания Yamaha (1 млн. рублей) |
Московский международный кинофестиваль, 2010 | Компания Мегафон (2,1 млн. рублей) |
Московский международный кинофестиваль, 2009 | Компания Панавто (3 млн. рублей) |
Спектакль "Дядя Ваня"Александринский театр | Северо-Западный банк Сбербанка России (400 тыс. рублей) |
Спектакль "Жизнь и судьба"Академический малый драматический театр, Санкт-Петербург | ОАО "Норильский никель" (нет данных) |
Фильм "Ночной дозор" | Компании МТС, NOKIA, Nescafe, Rambler,Audi (140 млн. рублей) |
Как правило, решить свои проблемы с помощью одного покровителя удается немногим. Так, театр "Московская оперетта" много лет изобретает хитроумные комбинации, привлекая спонсоров на отдельные постановки, участвуя в совместных проектах, начиная с таких, как мюзикл "Метро", созданный в творческом содружестве с польской постановочной группой. После первого успешного опыта, с привлечением спонсоров в театре оперетты было поставлено большинство музыкальных спектаклей, идущих в театрах всего мира.
На арт-рынке одним из наиболее ярких и успешных примеров привлечения спонсорской поддержки является фонд развития и поддержки культуры "Айрис", главным спонсором которого является Роман Абрамович.
Фонд "Айрис" – это некоммерческая организация, в планах которой – привоз выставок именитых и начинающих художников в Москву, поддержка российских и иностранных артистов на международных выставках и фестивалях искусств, циклы образовательных программ по современной культуре, искусству и пограничных областях промышленного дизайна, архитектуры, моды и фотографии.
Основным видом деятельности фонда является деятельность в сфере культуры и искусства, а именно организация выставок и других художественных проектов.
В приложении 1 приведены данные финансовой отчетности фонда "Айрис" за 2009 год. Так как он является еще совсем молодой организацией, финансовые показатели даны только за один год. Таким образом, провести сравнение показателей и тем самым определить насколько успешно развивается фонд не получится. Однако, и по данным финансовой отчетности за один год можно составить более или менее ясную картину того, как функционирует фонд.
Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческого фонда "Айрис" делятся на три группы:
• привлеченные,
• государственные,
• собственные средства.
К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства.
Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.
Таблица 4 Источники формирования финансовых ресурсов фонда развития и поддержки культуры "Айрис"
Привлеченные | Государственные | Собственные |
Благотворительныесредства | Прямое финансирование | Доходы от основнойдеятельности |
Спонсорские средства | Косвенноефинансирование | Доходы отпредпринимательскойдеятельности |
Гранты |
В ближайшем будущем Фонд "Айрис" планирует заложить фундамент настоящего Института современной культуры, не имеющего физической формы в России на сегодняшний день.