Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития. В ее ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющие материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статический и бухгалтерский учет.
В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации. Ведению Российской Федерации подлежит внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
К ведению Российской Федерации относится также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
На Российскую Федерацию возложено определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Все другие имеющиеся у нее полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы.
Согласно Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих лиц. Федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий[13,ст.78].
Объем полномочий федерации и ее субъектов корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
Конституция Российской Федерации также устанавливает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации[13,ст.79].
1.3 Правовой статус субъектов
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции и законы, другие субъекты Федерации – уставы и законы. Ряд прав субъектов вытекает из Декларации о государственном суверенитете РСФСР, федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий(1992г.), договоров Российской Федерации с отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Что касается автономий, то Конституция РФ предусматривает возможность принятия о них федерального закона, но она пока не реализована.
Правовой статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3-8 которой, в конечном счете, возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Они сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения, его новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты федерации. Так, в январе и феврале 1996 года Указами Президента РФ в ч.1 ст.65 Конституции РФ были включены новые наименования субъектов РФ – Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч вместо прежних наименований.
Несмотря на провозглашенные Конституцией равноправие всех субъектов РФ их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, а, следовательно, вроде должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъекты РФ дает повод говорить об асимметричности Российского федерализма. Если считать, что статусы субъектов РФ одинаковы, то становится непонятным смысл ч.5 ст.66 Конституции РФ, позволяющий с помощью федерального конституционного закона по взаимному согласию Российской Федерации и субъекты РФ изменять его статус. Зачем изменять, если все статусы равны? Или подразумевается выход из федерации? Приходится признать, что, закрепив равноправие всех субъектов, хотя это различие в Конституции РФ ясно не выражено.
Равноправие субъекты Федерации проявляется, в общем, для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст.71,72 и73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего много национального народа России, в том числе – всех субъектов федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения федерации. Вместе с органами государственной власти федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. Наконец, вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения они обладают всей полнотой государственной власти[11,ст.209].
Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные правовые акты издаются субъектами федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
При этом Конституция предоставляет субъектам федерации важную гарантию. Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по вопросам исключительного ведения субъектов федерации приоритет отдается их законам и нормативным актам. Следовательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу исключительного ведения субъектов РФ.
Однако жизнь показала, что установленные Конституцией основы для разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ нуждаются в конкретизации. В связи с этим, начиная с Республики Татарстан, республики, края и области стали заключать договоры о таком разграничении. Они подписываются Президентом РФ и главой администрации (президентом, губернатором) субъекта федерации. Таких договоров уже более двадцати.
По своему содержанию договоры в целом однотипны, многое в них фактически повторяет основания разграничения между федерацией и ее субъектами, содержащие в Конституции РФ. В то время многие вопросы отражают специфику того или иного субъекта РФ Они касаются имущественных отношений и собственности, внешнеэкономической деятельности и международных связей, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, бюджетных взаимоотношений, регулирования социально- трудовых вопросов и занятости. С точки зрения юридических отношений федерации и ее субъектов главным в договорах является признание федерацией круга вопросов, по которому она не вправе осуществлять правовое регулирование в области совместного ведения без участия заинтересованного субъекта федерации, а также закрепление конкретных самостоятельных полномочий субъекта федерации.
Заключение договоров о разграничении предметов ведения, хотя на первых порах оно было лишено единого подхода, не меняя природы государственности Российской Федерации, превращая ее в некое конституционно-договорное объединение. Такие опасения нередко высказываются. Договоры не только не подменяют Конституцию РФ и закрепленный ею конституционно-правовой статус федерации, но, будучи в рамках Конституции, служат ее практической реализации в направлении реального федерализма. Разумеется, сохраняется и даже усиливается требование к точному и полному соблюдению договорами всех положений Конституции Российской Федерации.