Смекни!
smekni.com

Международный валютный фонд - российский аспект (стр. 4 из 7)

Казалось бы, погашение внешней задолженности должно осуществляться за счет избытка по счету текших операций. Однако в условиях свободной конвертируемости рубля власти не могут непосредственно использовать этот избыток для таких целей. Практически он "съедается" чистым вывозом капиталов из России. Основными каналами этого вывоза, помимо названного выше увеличения вложений в наличную СКВ, являются: прирост остатков на текущих счетах и депозитов; предоставленные иностранцам экспортные кредиты в форме отсрочки платежа; импортные кредиты в виде предоплаты за товарные поставки; невозвращение в срок экспортной валютной выручки; непоступление товаров в погашение импортных авансовых платежей. В 1997 г. общая сумма чистого увеличения активов по всем этим позициям составила 30.7 млрд дол. и в 1998 г. - 13.5 млрд долларов.

Основным источником уравновешивания дефицита общего платежного баланса служит внешнее финансирование. Оно включает средства, предоставляемые международными валютно-финансовыми организациями, в первую очередь МВФ и Всемирным банком, двусторонние межгосударственные кредиты, займы частных коммерческих банков, полученные сектором государственного управления или под его гарантию, суммы, поступившие от размещения еврооблигаций, наконец, просрочки и переносы платежей по обслуживанию и возврату внешнего долга. По имеющимся данным. общая сумма средств, поступивших из-за рубежа по линии государства - выделенных международными организациями и странами Запада, а также позаимствованных на еврорынке. составила к началу 1999 г. 45 млрд. дол. Одновременно, по оценке А. Лившица вследствие экономического кризиса. политической неустойчивости, а также несовершенства валютного контроля страну как по официальным каналам, так и нелегально, в обход действующего валютного законодательства, с 1992 г. покинули капиталы на общую сумму около 150 млрд дол. Называют и более впечатляющие цифры - до 300 млрд долл. Таким образом, Россия является не получателем средств от Запада, а. по сути дела, его кредитором.

Растущее бремя внешнего долга, долларизация экономики, утечка капиталов периодически оказывают сильное давление на официальные золотовалютные резервы. Отсюда - актуальная потребность в наличии такого их объема, который позволял бы противостоять валютным кризисам, обеспечивать устойчивость валютного курса.

По международным стандартам минимально приемлемым значением критерия достаточности золотовалютных резервов считается величина, эквивалентная стоимости импорта товаров и нефакторных услуг за три месяца. Своего рекордного уровня за все время, начиная с 1992 г. объем резервов достиг в середине 1997 г.. когда он составлял 24.5 млрд дол. Это обеспечивало финансирование стоимости импорта товаров и услуг за 3.7 месяца. В результате (финансового и валютного кризиса к началу 1999 г. величина резервов сократилась до уровня 12.2 млрд дол. (эквивалент стоимости импорта товаров и услуг только за 2 месяца). На 1 ноября 1999 г. их объем составлял 11.7 млрд долл т. е. сократился по сравнению с уровнем середины 1997 г. в два с лишним раза. Очевидно, что увеличение государственных золотовалютных резервов является в настоящее время одним из главных приоритетов макроэкономической политики.

Подытоживая развитие событий, связанных с введением конвертируемости рубля, председатель Центрального банка В. Геращенко высказался следующим образом: "Наши макроэкономисты твердят, что на настоящем рынке должно быть как можно меньше каких бы то ни было ограничений. Вот недавно Россия присоединилась к статье VIII устава (Статей соглашений) МВФ, которая объявляет страну к валюту страны конвертируемой по текущим операциям без каких-либо ограничений. Вроде бы это все вещи полезные и помогают избежать дискриминации. Но с другой стороны - может быть. они пока несколько преждевременные. Мы еще не можем в полной мере конкурировать с промышленно развитыми государствами".

Пережитый Россией в 1998 г. финансовый кризис побудил Центральный банк учредить с начала октября 1998 г. утреннюю специальную торговую сессию на валютных биржах, обменный курс рубля на которой отличался от курса, складывавшегося на дневной сессии, а также ввести и апреле 1999 г. запрет на приобретение иностранной валюты за счет рублевых средств нерезидентов, полученных ими от осуществления текущих операций с резидентами и находящихся на корреспондентских счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных банках. Однако МВФ усмотрел в этих мерах нарушение Россией обязательств по статье VIII. и по его настоянию с 29 июня 1999 г. была отменена специальная торговая сессия и осуществлен переход к торговле валютой на единой торговой сессии, а с 30 июня снят запрет на покупку валюты нерезидентами.

Власти осуществляют меры, направленные на ужесточение валютного контроля и валютных ограничений в области движения капиталов, на противодействие нелегальному бегству капитала за рубеж: с начала 1999 г. норматив обязательной продажи экспортерами части валютной выручки увеличен до 75%, а срок продажи сокращен до 7 дней; меньшей вдвое - со 18O до 90 дней - предельный срок текущих операций, осуществляемых в виде аванса, отсрочки платежа в иностранной валюте по экспорту и импорту, что расширяет область валютных операций, на которые распространяется действие валютных ограничений: установлен порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу.

Важное значение имеет принятый Государственной Думой в мае 1999 г. закон, который предоставят Банку России право определять порядок установления кредитными организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории офшорных зон иностранных государств. На основании этого закона Центральный банк ввел с 1 сентября порядок, в соответствии с которым коммерческие банки должны формировать резервы под операции с банками в офшорных зонах в размере до 50%. По данным Центрального банка, установление этого порядка привело к ощутимому сокращению утечки капиталов: если в первом полугодии 1999 г. среднемесячный вывоз капитала в офшорные зоны оценивается в 1 млрд дол.. то за последующие четыре месяца - 530 - 550 млн долларов.

Условия кредитов. Кредиты МВФ России и другим странам бывшего СССР обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются зачастую составной частью международных пакетов финансовой помощи, то Фонд, формулируя свои требования к этим странам, практически выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих стран "семерки".

Степень конфронтационности отношений между МВФ и страной-заемщицей, остроты и жесткости "торга" при согласовании условий кредита зависит от того, в какой мере стоящие у власти в стране силы разделяют идеологические установки и методологические подходы Фонда. Наиболее безоблачные отношения между МВФ и руководством России приходятся на те периоды, когда экономическая политика страны определялась так называемыми "младореформаторами", т. е. наиболее последовательными приверженцами либеральной идеологии (правительство во главе с Е. Гайдаром в 1992 г., пребывание во главе экономического блока А. Чубайса - 1994 -1996 гг., правительство С. Кириенко в 1998 г.). Однако и эти политики в своих отношениях с МВФ не могут переступить известную черту - она определяется их оценкой величины жертв, которые население способно вынести, социальной ценой, которую страна в состоянии заплатить за полученные кредиты.

Ранее уже говорилось, что требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы: либерализация внешнеэкономической деятельности. По этим трем направлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России.

Исходя из монетаристской модели макроэкономического равновесия национальной экономики, основной источник нарушения этого равновесия МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета. Соответственно, главным стержнем всех стабилизационных программ, которые он согласовывал с Россией, была установка на возможно большее сокращение этого дефицита. Уже в 1992 г. Фонд настоял на включении в экономическую программу, в рамках которой в августе этого года был предоставлен первый кредитный транш в размере 1 млрд дол.. весьма жесткого задания по государственному бюджету – удержание дефицита на уровне, не превышающем 5% ВВП. Однако в условиях глубокого экономического кризиса власти не смогли выполнить это требование. При расчете по методологии МВФ, т. е. с учетом процентных платежей по государственному долгу (по этой методологии рассчитаны и данные за последующие годы), дефицит федерального бюджета составил в 1992 г. 22.4% ВВП и бюджета так называемого "расширенного правительства", а это значит включающего бюджеты регионов и внебюджетных фондов. – 18.4% ВВП.

В экономической программе 1993 г., под которую МВФ предоставил первую половину кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований, предусматривалась уже более реалистичная цель - сокращение дефицита бюджета расширенного правительства до уровня в 10% ВВП. На этот раз цель была достигнута: указанный дефицит составил 9.4% ВВП. Правда, в следующем 1994 г. он увеличился до 10.4% ВВП (дефицит федерального бюджета - 11.4% ВВП), хотя меморандум об экономической политике 1994 г. предусматривал ограничение бюджетного дефицита однозначной цифрой.