Бюджетный кодекс в отличие от ГК РФ не предоставляет бюджетным организациям права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от осуществления коммерческой деятельности. Часть 2 ст. 42 БК РФ устанавливает, что доходыбюджетной организации, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетной организации и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетная организация согласно ч. 6 ст. 161 БК РФ вправе самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников. К таким средствам не относятся средства организации, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, так как эти средства считаются доходом соответствующего бюджета. В данном случае должны применяться нормы БК РФ, так как в соответствии с ч. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений могут определяться законом и иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 71 БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных установленных федеральным законом размеров оплаты труда осуществляются учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Государственный или муниципальный контракт должен быть предусмотрен в расходах соответствующего бюджета и размещается на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (ст. 72 БК РФ).
Таким образом, сделка, заключенная на срок более года, предусматривающая закупку государственным учреждением товаров, выполнение для него работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных месячных размеров оплаты труда, заключенная не на конкурсной основе и не предусмотренная в расходах соответствующего бюджета, считается ничтожной, как противоречащая закону (ст. 168 ГК РФ). Определенную сложность представляет вопрос о действительности нескольких сделок, совершенных государственным учреждением на общую сумму более 2000 минимальных месячных размеров оплаты труда не на основе государственного контракта. С одной стороны, учреждение в соответствии с БК РФ не вправе совершать такие сделки, т. е. сделка является ничтожной (ст. 168 ГК РФ); с другой стороны, контрагент учреждения не может (и не должен) знать, что такая сделка заключается в противоречие закону, т. е. можно предположить, что такая сделка совершена контрагентом учреждения под влиянием обмана и является оспоримой (ст. 179 ГК РФ). На наш взгляд, такая сделка тем не менее является ничтожной. Кроме того, ничтожной будет любая сделка государственного учреждения, предусматривающая потребление учреждением товаров, работ и услуг, если совершение этой сделки не предусмотрено соответствующей сметой (ст. 70 БК РФ).
Последствия недействительности такой сделки указаны в ст. 167 ГК РФ. Эта норма предусматривает двустороннюю реституцию и не предусматривает возмещения убытков. Следует отметить, что если убытки причинены заключением ничтожной сделки учреждением, осуществляющим властные функции (налоговая инспекция, отделение милиции), ст. 16 ГК РФ о возмещении государством убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов, также не применяется, так как это учреждение действовало в качестве участника гражданского оборота. Поэтому возможна ответственность учреждения (или его руководителя) перед контрагентом за предоставление информации для руководства этого учреждения, заведомо не соответствующей действительности.
Цели введения в БК РФ жестких ограничений на совершение сделок очевидны — коммерческая деятельность государственных учреждений в значительной степени должна быть ограничена или стать подконтрольной вышестоящим государственным органам. Кроме того, указанные положения БК РФ создают возможность признания недействительной практически любой сделки, совершенной бюджетным учреждением.
Часть 4 ст. 161 БК РФ устанавливает, что при уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора, а сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора. Положения данной нормы об ограничении размера убытков только возмещением реального ущерба соответствуют п. 1 ст. 400 ГК РФ, допускающей ограничение размера ответственности.
Указанные положения БК РФ об обязанности контрагента бюджетного учреждения изменить условия договора противоречат гражданскому законодательству. В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ договор, не измененный соглашением сторон, может быть изменен только решением суда, в частности, в случаях, предусмотренных в федеральном законе. При наступлении обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 161 БК РФ, контрагент учреждения в силу ч. 2 ст. 328 ГК РФ вправе приостановить исполнение своих обязательств либо отказаться от их исполнения и потребовать возмещения убытков (в данном случае только реального ущерба). Учреждение, в свою очередь, вправе предъявить в суд иск об изменении договора. Контрагент в этом случае вправе предъявить встречный иск о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).
Как было указано, применение положений п. 2 ст. 268 ГК РФ, позволявших государственным учреждениям самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным от разрешенной предпринимательской деятельности, фактически прекращено ч. 2 ст. 42 и ч. 6 ст. 161 БК РФ. Однако БК РФ вступил в действие с 1 января 2000 г., поэтому имущество, приобретенное государственным учреждением от разрешенной предпринимательской деятельности до 01.01.2000, не может быть включено в доход соответствующего бюджета (ч. 2 ст. 42 БК РФ), и, следовательно, такое имущество, а также деньги, полученные от его реализации, следует считать средствами, полученными из внебюджетных источников, которыми учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. 118 БК РФ бюджетные организации не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Буквальное толкование указанного положения ст. 118 БК РФ позволяет сделать вывод, что запрет на получение кредитов распространяется только на отношения по кредитному договору (ст. 819—821 ГК РФ). На получение учреждением товарного и коммерческого кредита (ст. 822—823 ГК РФ) указанный запрет не распространяется. Положения ч. 1 ст. 118 БК РФ не применяются в случае задержки финансирования из бюджета при необходимости осуществления бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов РФ (ст. 237 БК РФ).
Ответственность государственных учреждений.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения несет РФ либо соответствующий субъект РФ.
При предъявлении иска к государственному учреждению собственника его имущества следует привлекать к участию в процессе в качестве третьего лица, так как при предъявлении иска к собственнику истец будет освобожден от необходимости доказывания обстоятельств дела (ст. 58 АПК РФ, ст. 55 ГПК РСФСР). Если до предъявления иска учреждение подтвердит документально отсутствие у него денежных средств, иск может быть предъявлен непосредственно собственнику имущества учреждения.
В соответствии с ч. 10 ст. 158 БК РФ от имени казны РФ по искам о субсидиарной ответственности подведомственных учреждений должен выступать главный распорядитель средств федерального бюджета, которым является государственный орган (чаще — федеральный орган исполнительной власти), определенный ведомственной классификацией расходов бюджета. Перечень распорядителей средств федерального бюджета определен ст. 12 и приложением 9 к Закону от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ". В соответствии с этими актами ответчиком от имени государства, например, по искам о субсидиарной ответственности учреждений Министерства РФ по налогам и сборам, должно выступать само вышеуказанное министерство.
В соответствии с последним абзацем п. 10 ст. 158 БК РФ выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны РФ из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органам исполнительной власти как главным распорядителям средств федерального бюджета. Таким образом, соответствующий исполнительный лист предъявляется к лицевому счету соответствующего органа исполнительной власти.
Классификация видов и фактов хозяйственной деятельности.
Как правило, любая бюджетная организация ведет уставную деятельность и совершает разовые действия, которые уставом не предусмотрены. Это могут быть, например, продажа основных средств и иного имущества, получение внереализационных доходов или же единовременные операции, вообще не приносящие доходов: приобретение и монтаж основных средств, капитальное строительство и т. п.