Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование государственной службы (стр. 3 из 6)

Во второй половине XVIII века, при Екатерине - II система золоченная Петром - I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины - II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы.Таким образом, после Петра - I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия - дворянства, она стала их привилегией.

Новое развитие получила государственная служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России - Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ о обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. И хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее он вводил новые принципы государственной службы, которые позже нашли применение. В 1832 году принят “Устав о службе гражданской”, в 1834 году “Правила о порядке производства в чины гражданской службы”, в 1845 году вводятся изменения в Табель о рангах.[17] В течение XIX века утвердились ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право на пособие и пенсию при выходе в отставку. Гарантировалась усиленная уголовная охрана от преступлений при исполнении им своих обязанностей, устанавливался особый порядок предания суду самих государственных чиновников. Государственные служащие империи имели установленную форменную одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список), увольнение производилось по прошению и так далее. Таким образом можно заключить, что Россия до 1917 года имела детальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую.

При советской власти все это законодательство было отменено. Это было связано прежде всего с идеями быстрого отмирания всякого государства, слома старого государственного аппарата и упразднения всякого чиновничества. При советской власти так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД. Служба в государственных органах регулировалась лишь несколькими подзаконными актами. Рядом указов вводились классные чины и ранги в некоторых отраслях, декретом СНК РСФСР в 1922 году были приняты “Временные правила о работе в государственных учреждениях и на предприятиях”, в 1967 году Госкомтруда утвердил Единую номенклатуру должностей служащих и ряд других актов.


В материалах XXI съезда КПСС утверждалось, что работа в аппарате вообще перестала быть особой прогрессией.[18] И лишь в конце 80-х годов была признана необходимость принятия союзного Закона о государственной службе.

III. Раздел II

2.1. Государственная служба республик в составе Российской Федерации

Конституция Российской Федерации в пункте “г” статьи 71 отнесла к исключительному ведению Российской Федерации регулирование вопросов федеральной государственной службы. А в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий субъекты обладают всей полнотой государственной власти.[19] Поэтому вопросы государственной службы в субъектах России находятся в ведении самих субъектов, однако федерация устанавливает общие принципы государственной службы на всей территории. Эти принципы определены Федеральным Законом “Об основах государственной службы Российской Федерации”, принятым 31 июля 1995 года. Субъекты России в соответствии с этим законом должны выработать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Законы регионов, таким образом, должны с одной стороны учитывать общие положения установленные Конституцией и Федеральным Законом, с другой - выработать новые положения, в зависимости от специфики региона, имеющихся средств и тому подобное. В первой части второго раздела нам предоставляется возможным расследовать ряд соответствующих законов принятых в республиках в составе России. Необходимо отметить, что все они приняты раньше Федерального Закона и, возможно, в настоящий момент в них внесены или вносятся ряд изменений в связи с принятием указанного закона. Однако данные республиканские законы уже действуют, регулируя вопросы государственной службы. Анализ республиканских законов о государственной службе позволяет отметить ряд новых положений по сравнению с Федеральным и сделать определенные выводы о соответствии этих законов Федеральному Закону, а в ряде случаев и Конституции России. (см. Приложение 1). По структуре, основным положением, регулирующим вопросы государственной службы, как то : организация и управление государственной службой, установление квалификационных разрядов и требований, определение правового положения государственного служащего, порядок прохождения государственной службы, законы республик в целом соответствуют Федеральному Закону.

В целом соответствует само определение государственной службы, ее принципов. Например, статья 1 закона республики Марий Эл определяет государственную службу как осуществление должностных полномочий по выполнению функций государства и его органов в соответствии с Конституцией России, республиканской Конституцией, законодательством республики и России.[20]Далее указывается, что служба осуществляется в аппаратах органов власти и оговаривается, что не относится к государственной службе, а именно: деятельность депутатов (за исключением работающих на постоянной основе), депутатов местного самоуправления, судей, вспомогательного персонала, граждан, , работающих по договору (контракту) в учреждениях, организациях, на предприятиях. Те же положения отражены и в остальных законах, однако в содержательной части отсутствуют ссылки на Конституцию России и Федеральное Законодательство, что нарушает ряд положений Конституции (п. 3 ст. 5, ст. 4, ст. 77).[21] В законах Бурятии и Якутии в первой главе (разделе) введена статья, определяющая основные задачи государственной службы, что является определенной новеллой. В качестве задач определяется обеспечение государственного суверенитета, целостности России и Бурятии (у Якутии ссылка на Федерацию отсутствует), обеспечение эффективной деятельности государственных органов, охрана прав и законных интересов граждан республики.[22] Принципы государственной службы во всех законах по содержанию соответствуют Федеральному закону.

Интерес представляет классификация государственных должностей в указанных законах (см. Приложение 1). Так, Закон Татарстана классифицирует должности на : конституционные (главные, высшие (Президент, премьер-министр...) и административные (высшие), должности главных, ведущих специалистов.[23] Закон Бурятии делит должности на политические и административные (высшая, главная, ведущая и т.д.), примерно такое же деление в других законах. Данная классификация концептуально не противоречит классификации Федерального Закона, так как принцип деления должностей тот же. Одни должности установлены для непосредственного исполнения полномочий государственных органов и устанавливаются конституциями республик (конституционные, (политические)), другие устанавливаются в государственных органах для обеспечения исполнения их полномочий (административные). Однако в целом классификация не соответствует Федеральному Закону, который устанавливает, например, должности категории “Б”, предназначенные для обеспечения деятельности лиц, занимающих должности категории “А”[24] (то есть конституционные). Данная категория должностей не выделена в законах республик. Особо необходимо отметить раздел 2 закона Якутии, где в статье 7 “Уровни государственной службы” записано, что к республиканской государственной службе, кроме всего прочего относится служба в органах судебной власти республики, в дипломатических и иных представительствах республики Якутия.[25] Данные положения прямо не соответствуют Конституции России и вторгаются в ее исключительную компетенцию (статьи 71 “к”, “о”).

В каждом из рассматриваемых законов содержится глава, регулирующая правовое положение государственного служащего. Лишь закон Якутии не содержит специальной главы (раздела), а соответствующие статьи, такие как права, обязанности государственного служащего, гарантии, поощрения и тому подобное содержатся в нескольких разделах. В целом соответствующие главы повторяют положения Федерального Закона и на наш взгляд нет необходимости подробно на них останавливаться. Отметим лишь, что отдельной статьей выделено сохранение государственной тайны и ряд законов содержит статью о компенсационных выплатах и пособиях для государственных служащих. Например, Закон Башкирии гарантирует служащему возмещение расходов и другие компенсации в связи с приемом на службу, в связи с переводом в другой государственный орган, в другую местность, в связи с командировками, пользованием транспортом, на оплату жилья и другие выплаты.[26]