Цветная яшма по преданиям единодушно занимает первенство на небесном своде. Вобравшая в себя весь спектр солнечного света, многоцветная яшма - камень грез и вдохновения, символ тайн бытия. Энергия яшмы пассивна и тяжела, но несет доброе тепло и обладает целительной силой. Камень превозмогает силы зла и приносит в душу покой, способствует восстановлению силы и памяти, дает стойкость для того, чтобы успешно противостоять искушениям. Пейзажные яшмы помогают настраиваться на медитацию, погружая в наши собственные эмоции и чувства и помогая увидеть их в необычном ракурсе. [3]
А древнекитайский поэт Цюй Юань писал так:
"Кто с яшмою спутает простые камни,
Не отличает преданность от лести,
Те, знаю я, завистливы и грубы,
И помыслы мои им непонятны".[9]
Теперь я хочу поведать о врачующих способностях яшмы. Конечно, многие могут и не верить в её исцеляющие способности, но кто же знает как есть на самом деле…
Итак, яшма предохраняет человека от болезней. Улучшает память, лечит заболевания желудочно-кишечного тракта, снимает боль при ушибах и переломах, она спасает от простуды. Помогает улучшить зрение, снять зубную боль.
Древние китайцы считали яшму одним из важнейших фармакологических средств для очищения внутренних органов.
В Таиланде есть храм изумрудного Будды. В нем находится статуя Будды весом 5,5 т, выточенная из цельного монолита изумрудно-зеленой яшмы, обладающая мощной целительной энергией.
По даосским представлениям, яшма считалась «камнем жизни», так как укрепляла физическое тело и продлевала жизнь.
Красная яшма помогает при кровотечениях, низком артериальном давлении, лечит эпилепсию и лихарадку, врачует женские болезни (бесплодие), обостряет обоняние. Зеленой, желтой и белой яшме приписывают свойства успокаивать желудочные боли, роженице быстро родить, если привязать к бедру. Темно-коричневая яшма поможет утолить жажду. Лучше всего помогает, яшма оправленная в серебро. При болезни желудка, украшение в виде ожерелье должно доходить до области желудка.[3]
10.Разновидности
Окраска Происхождение
1.Однородные:
Красная всех видов до черной; Обычно метаморфизованные белая, розовая, фиолетовая, зеленая, глубоководные илы, режесерая и другие. фельзитовые изверженные породы.
1.а. Однородные с отдельными пятнами и включениями
Палевая с черными дендритами Изверженная порода
С пятнами, струями, облаками Осадочная породанежного рисунка
С белыми или черными точками Изверженный порфир
2. Полосатые
Параллельно-ленточные яшмы,
Различные по типу и цвету лент:
С резкими границами (красно-зеленая);
с мягкими переходами (красно-желтая); Осадочные глубоководные с крупными (свыше 1 см) лентами илы(желто-зеленая); с мелкими (до 1 см)
Лентами (серо-желтая, зеленая и др.)
Волнисто-ленточные (зеленая). Метаморфические сланцы и
Ленты искривлены, сломаны, сброшены кварциты
Струйчатые с мелкими порфировидными Изверженные породывыделениями
3. Порфировые
С крупными и мелкими Силифицированные
Вкрапленниками полевых шпатов порфиты
С прозрачными включениями Кварцевые порфирыкварца
С черными включениями Порфириты, габбро,(авгита, амфибола) авгитовые порфиры
4. пестроцветные (ситцевые)
Однородные с жилками другого цвета.
Гидротермальная
Пестрые разных цветов перекристаллизация с одноцветным цементом. яшмовых пород
Мягкой волнистой окраски и т.д.
5. Брекчии, конгломераты
Порфировые брекчии, Брекчии эруптивного происхождения
яшмовые брекчии, конгломераты
6. Сфероидальные (коленчатые) и натечные (агатовые) яшмы
Копейчатые крупные и мелкие
Изверженные породы
Агатовые полосатые слоистые
Батарейные [2]
Существуют и другие классификации. Так по характеру рисунка и распределению окраски можно выделить следующие декоративнее разновидности яшм:
I. По текстуре:
1. Полосатые, параллельно-полосчатые, ленточные с широкими или узкими полосками серого, зеленого, желтого, красного цвета, волнистые с изогнутыми и «слойчатыми» полосками, струйчатые (например: Кушкульдинская башкирская яшма из красных и зеленых полос). (Ленточные яшмы склонны распадаться по границам слоев)
2. Одноцветные - палевые, белые, розовые, красные, фиолетовые, зеленые, серые, а также с пятнами и включениями в виде дендритов, цветных точек;
3. Порфировые с однородным мелкозернистым фоном черного, фиолетового, красного цвета и вкраплениями другого цвета;
4. Конгломераты;
5. Сфероидальные - «копейчатые», «куличковые», а также натечные (агатовые), слоистые, полосчатые, батарейные (фортификационные);
6. Пестроцветные с пятнистой окраской, цветными жилками, типа «ситцевых», «парчевых», «акварельных», «мясного агата» с мягкой как бы размытой, иногда волнистой окраской;
7. Также выделяют: глазчатые, сургучные, пейзажные (с ландшафтным рисунком) и др.
II. По составу разделяют кварцевые - собственно яшмы (халцедоновые и кварц-халцедоновые), яшмоиды – полево-шпато-кварцевые яшмовидные породы.[3]
11. Искусственные аналоги, подделки, имитации, изменения свойств
Возможно, благодаря многочисленным ярким краскам, которые хранит в себе яшма, её трудно подделать. Иногда яшму используют для имитации других пород. Так для улучшения цвета и придания благородности поделочные яшмы искусственно подкрашивают, например, в синий цвет с целью имитации более дорогого и редкого лазурита.[3]
12. Способы добычи и первичной переработки, экологические последствия добычи
При всей красоте и силе этого камня добыча яшмы оказалась трудна.
До рубежа XVIII-XIX вв. в камнеобрабатывающей промышленности не было никаких механизмов и всю обработку вели вручную. Твердый камень сортировали по величине кусков, окраске и рисункам и обивали. Затем каменные болванки распиливали на части пилой с подсыпкой под нее абразивного порошка. Круглые отверстия в камне высверливали при помощи трубки из мягкого железа с тем же абразивом. Молоток, долото, напильники-были основными инструментами мастера-каменщика. Обработанные вчерне изделия шлифовали тяжелыми чугунными гладилками, под которые насыпали абразивный порошок. Во время шлифовки поверхность камня поливали водой; перетертые частицы камня смешивали с абразивным порошком, образуя так называемый шлам, его собирали и снова употребляли для шлифовки. После шлифовки каменное изделие подвергали полировке. Перед полировкой все трещины и поры в камне, оставшиеся после обработки, тщательно заделывали подобранной под цвет камня мастикой; камень промывали водой и протирали тряпкой. Для того чтобы придать готовому изделию зеркальный блеск, его посыпали полировальным порошком - крокусом или трепелом (крокус – абразивный материал Fe2O4; трепел - кремневая горная мука, состоящая из аморфного кремнезема и измельченных скелетов микроорганизмов) и терли "куклой" – войлочной подушкой.
При Петре I в Петергофе была основана первая фабрика по производству облицовочных материалов, идущих для нужд строительства в Петербурге.
Несколько позднее, в 1726 г., в новом городе Екатеринбурге (Свердловске) была создана Шлифовально-гранильная фабрика, а при Екатерине
II - Колыванская фабрика на Алтае.
Большое искусство требовалось от мастеров-каменотесов при подборе камня по рисунку, что чрезвычайно важно при работе с такими породами камня, как рисунчатые яшмы. В середине XVIII в. из среды уральских камнерезов выдвинулся талантливый мастер Никита Бахарев. Он был первым, кто пытался механизировать добычу и обработку камня. Им былисконструированы первые механизмы, которыми оснащались вновь строящиеся гранильные и шлифовальные фабрики.
В начале XIX в. техника обработки камня была усовершенствована подмастерьем Василием-Каковиным: он изобрел приводившийся вдвижение водой механизм для распиловки и сверловки больших камней. С этого времени и вплоть до Великой Октябрьской социалистическойреволюции первичная обработка камня, изготовление несложных по форме изделий и полировка круглых вещей производилась при помощи подобных механизмов. В настоящее время на камнеобрабатывающих заводах для распиловки камня служат полуавтоматические резальные станки, на которых установлены дисковые пилы или абразивные диски.
Сверловка твердого камня производится на сверловочных полуавтоматах, шлифовка и полировка - на шлифовально-полировальных станках.. Ручнойтруд при обработке твердого и полутвердого камня остался только там, где особая сложность формы декоративной вещи не дает возможности применить механизмы. В начале XIX в. в связи с сокращениемдворцово-усадебного строительства значительно уменьшились заказы на крупные изделия из цветного поделочного камня. Монументальныедекоративные произведения камнерезного искусства постепенно уступили место более камерным вещам: письменным приборам, подсвечникам, шкатулкам. Появляются табакерки, туалетные вазочки и лоточки, кольца, серьги, броши, печатки, камеи из яшмы и других камней. После отменыкрепостного права цветной поделочный камень стали употреблять только лишь как полуфабрикат для ювелирной промышленности.
После революции 1917 года в камнерезном производстве добычейтвердого камня и его обработкой, требующей сложного заводского оборудования, стала заниматься государственная промышленность.[12]
Экологических последствий я не нашла, значит есть вероятность, что добыча и переработка не наносят вреда нашей экологии.
Заключение
Рассмотренная мною тема дает полное и неполное представление о яшме, так как описать все качества, которыми она обладает просто невозможно, написаны сотни книг, даже в художественных произведениях ни единожды упоминается о ней, в частности о тех мистических и целебных свойствах, которыми издавна нарекли яшму. Я попробовала рассмотреть основные свойства этого прекрасного узорчатого камня, написать места его происхождения и зарождения, области использования, способы добычи и способы обработки. Работа над данной темой доставила мне большое удовольствие, так как я узнала много нового и интересного. Надеюсь, что и Вам она также понравится.