Смекни!
smekni.com

Государственная казна России, правовые основы ее функционирования (стр. 5 из 6)

Договоры безвозмездного пользования, как правило, не имеют государственной ре­гистрации. Не выполняются условия договоров об обязанности арендатора страховать помещения от риска гибели и повреждений.

3. Пользование объектами недвижимого имущества, относящегося к казне Российской Федерации, в отсутствие правовых оснований.

В соответствии с отчетными данными территориальных управлений Росимущества, по состоянию на 1 января 2007 года в фактическом пользовании (в отсутствие соответ­ствующих договоров) находилось 24961 (46,58 %) здание и помещение, составляющие казну Российской Федерации.

Анализ информации, представленной в Росимущество территориальными управле­ниями, показал, что балансодержателями данных объектов являются учреждения и органи­зации, не заключившие своевременно с территориальными управлениями Росимущества договоры безвозмездного пользования зданиями и помещениями, но фактически за­нимающие их в течение длительного времени на основании договоров, заключенных с государственными органами исполнительной власти, осуществлявшими ранее пол­номочия собственника федерального имущества.

По ряду объектов в 2006 году выявлены факты неправомерного использования зда­ний и помещений, относящихся к имуществу казны Российской Федерации, различными юридическими лицами.

4. Распоряжение выморочным имуществом.

Действующим законодательством недостаточно и противоречиво регулируются правоотношения по распоряжению выморочным имуществом (имущество умершего человека, не имеющего наследников по завещанию и закону, переходящее согласно гражданскому праву в собственность государства). Отсутствует федеральный закон, который в соответствии с пунктом 3 статьи 1151 части III Гражданского кодекса Российской Федерации должен определять порядок передачи его в собственность Российской Федерации, субъектов или муниципальных образований.

Кроме того, существуют противоречия в правовых нормах о порядке распределения полномочий по учету и реализации выморочного имущества между Федеральной нало­говой службой и Росимуществом.

Так, в соответствии с пунктом 5.30 Положения о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 года № 691, полномочия по принятию выморочного имущества в собственность Российской Федерации осуществляет Росимущество и его территориальные органы.

Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, не наделяет налого­вые органы подобными полномочиями, а это означает, что нормы Положения о поряд­ке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденного постанов­лением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года № 683, не соответствуют требо­ваниям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и, как следствие, не подлежат применению.

Однако инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 года № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, пе­решедшего по праву наследования к государству, и кладов» оформление имущества возложено на налоговые органы. В соответствии с пунктом 16а налоговые органы пе­редают жилой фонд в муниципальную собственность. При этом документы, подтвер­ждающие право государства на наследство (свидетельство о праве на наследство) в соответствии со статьей 5 «Основ законодательства Российской Федерации о нота­риате» от 11 февраля 1993 года № 4462-I, должны быть выданы нотариальным орга­ном соответствующему налоговому органу.

Как следует из отчета Минфина России о кассовых поступлениях и выбытиях по состоянию на 1 января 2007 года, средства от реализации выморочного имущества в части реализации основных средств составили 6,7 млн. рублей, средства от реализации выморочного имущества в части реализации материальных запасов - 12,7 млн. рублей.

По данным Федеральной налоговой службы, за 2006 год получено только 190 сви­детельств о праве Российской Федерации на наследство по закону, в том числе на объ­екты недвижимого имущества - 136.

Однако на значительное число объектов выморочного имущества права Россий­ской Федерации не оформлялись.

До настоящего времени отсутствует механизм и не урегулированы вопросы взаи­модействия территориальных органов Федеральной налоговой службы и Росимущества по учету выморочного имущества.

Инспекции Федеральной налоговой службы, в отсутствие соответствующих полномочий, продолжают получать свидетельства о праве собственности Россий­ской Федерации на наследство по закону. При этом, зачастую, получаемые налого­выми органами свидетельства территориальным управлениям Росимущества не пе­редавались. Это также приводит к росту неучтенных объектов недвижимого имуще­ства, относящегося к казне Российской Федерации, и к потерям федерального бюд­жета, росту коррупции.

5. Управление акциями хозяйственных обществ и товариществ, находящимися в федеральной собственности.

Управление акциями хозяйственных обществ и товариществ, находящимися в федеральной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством[9] по­средством института представителей государства.

Учитывая большое количество хозяйственных товариществ и обществ (более 3 тыс.), в которых Российская Федерация является участником, отрасле­вую специфику указанных организаций и ряд иных факторов, их значимость для на­циональной экономики велика. Однако система управления посредством института та­ких представителей неэффективна, так как:

- существующий порядок назначения государственных служащих представите­лями государства не предусматривает действенных механизмов оценки их профес­сиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления;

- участие в качестве представителей Российской Федерации, в основном государст­венных служащих, создает проблему качества управления в связи с несоответствием количества организаций, в которые государство назначает своими представителями го­сударственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выде­ляемым на управление;

- учредительные документы акционерных обществ не соответствуют требованиям достижения целей государства и защиты его интересов;

- действующий порядок передачи акций, принадлежащих Российской Федерации, в доверительное управление громоздкий, не определяет необходимость подготовки участниками конкурсов предложений о наилучшем способе достижения этой цели, а также порядок отчетности, контроля, основания для применения мер ответственности в отношении доверительного управляющего;

- отсутствуют четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управ­ляющих, разработки способов достижения цели государства, контроль за ними, обос­нованные подходы к определению их полномочий.

Проведенные Счетной палатой проверки показали, что организация Росимуществом деятельности представителей государства по управлению пакетами акций, на­ходящимися в федеральной собственности, допускает случаи ненадлежащего испол­нения ими своих обязанностей, в том числе нарушения директивных указаний при голосовании представителей государства, отсутствие представителей на годовых собраниях акционеров.

Следует отметить рост числа акционерных обществ, пакет акций которых находил­ся в федеральной собственности и в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении обществом («золотая акция»). Так, «в течение 2006 года число таких открытых акционерных обществ возросло на 154 единицы, составив по состоянию на 1 января 2007 года 3997 единиц, в том числе с долей участия Российской Федерации свыше 25 % - 2884 единицы»[10].

Ежегодно растут возобновляемые доходы бюджета от дивидендов по акциям, нахо­дящимся в собственности Российской Федерации. При этом дивиденды, полученные от 15 крупнейших открытых акционерных обществ в 2006 году, принесли более 85 % до­ходов федерального бюджета по этой статье. В связи с этим требуется более серьезное обоснование необходимости продажи государственных пакетов акций наиболее при­быльных открытых акционерных обществ, ежегодно приносящих значительные сред­ства в федеральный бюджет.


Заключение.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.Отсутствует комплексная система федерального законодательства в отношении государственной собственности, что существенно тормозит развитие института казны в России. Противоречивость и пробелы в регулировании режима госсобственности снижают потенциал ее использования, так как только единый собственник в лице госу­дарства способен обеспечить эффективность управления в масштабах страны.

2. Переходный период в экономике России характеризуется отсутствием в сфере государственной собственности сформированных организационно-экономических ме­ханизмов управления федеральным имуществом. Одним из основных элементов управ­ления государственной собственностью в рыночных условиях должен стать институт государственной казны.

3. Практически половина объектов недвижимого имущества, относящегося к каз­не, в 2006 году использовалась юридическими и физическими лицами в отсутствиеправовых оснований. Средства от использования такого имущества в федеральный бюджет не поступают.

4. В безвозмездном пользовании находятся объекты, которые с максимальной эффективностью могли быть переданы в аренду, в результате чего в федеральный бюджет ежегодно недопоступают значительные средства.