3) Осуществлять финансовую поддержку регионов только в форме прямых трансфертов на определенные цели за счет формируемого в рамках федерального бюджета Фонда поддержки регионов. Отладить строгую и объективную систему рассмотрения заявок регионов на получение средств. Для выявления нуждающихся регионов использовать систему сравнительного социально-экономического анализа и достаточно широкий круг социально-экономических индикаторов, отражающих меру неблагополучия в каждом из них.
Выделять трансферты дифференцированно и не просто исходя из нуждаемости, а под программы лучшего использования внутренних возможностей регионов в интересах их самостоятельного развития и при условии последующего снижения дотаций, а также проведения политики рыночных реформ.
4) Обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.
5) Применять систему санкций как за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных средств из республиканских и региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.
6) Систематически публиковать сведения о целевом финансировании регионов из федерального бюджета, а также о конечных финансовых взаимоотношениях Федерации с республиками и регионами.
7) Активнее привлекать территориальные и местные торгово-промышленные палаты к участию в формировании бюджетов на местах;
8) Повышение собираемости местных налогов;
9) Увеличение объёма неналоговых поступлений;
10) Оптимизация расходов муниципальных образований;
11) Экономия бюджетных средств при проведении муниципальных закупок;
12) Осуществлять необходимые мероприятия по установлению законности и правильности характеристик объектов налогообложения в соответствии с гражданским, земельным и градостроительным законодательством;
13) Распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
14) Разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
15) Равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
16) Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
17) Равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации;
18) Сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;
19) Законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
20) Наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
21) Использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов;
22) Закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;
23) Установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.
Для решения проблемы рентных отношений в суровых северных условиях необходима сильная система их государственной поддержки, которая бы нейтрализовала или ослабила эти неблагоприятные природно-климатические условия и удаленность от основных развитых экономических и культурных центров страны. Существующие масштабы и формы такой поддержки явно недостаточны и в этих условиях практически единственной реальной возможностью остается использование на местах доходов рентного характера, в том числе и с учетом реализации в сырьевых регионов принципов «устойчивого развития».
Одним из возможных вариантов финансового обеспечения проблем в северных и восточных районах России могло бы быть аккумулирование на уровне федеральных округов части доходов рентного характера и их дальнейшее целевое использование на конкурсной основе на решение указанных проблем (например, на основе создания окружных «Фондов регионального развития», формируемых, наряду с другими источниками, за счет межрегионального перераспределения ренты). В этом случае «территориальная привязка» ренты была бы не только к месту производства сырьевых ресурсов, но и распространялась бы на более широкие ареалы (федеральные округа), формируя тем самым реальные финансовые ресурсы региональной политики макрорегионов России.
Другим направлением использования доходов рентного характера, учитывающим, например, интересы как северных (ресурсных), так и центральных и южных районов Сибири, могло бы быть их целевое использование на осуществление программ переселения населения из «выработавших свой ресурс» отдельных северных территорий в более комфортабельные для проживания южные районы; на формирование в южных районах производственных «тыловых баз» северных территорий; на модернизацию производственных мощностей ряда машиностроительных предприятий центральных и южных регионов с их ориентацией на выпуск техники и оборудования для Севера; на формирование рекреационных зон в южных районах для северян.
Такой подход в большей мере был бы ориентирован при решении вопроса о «дележе» природной ренты на реализацию политики социальной ответственности и партнерства крупного бизнеса с учетом интересов населения сырьевых и восточных районов страны. Простое дополнительное изъятие рентных доходов в федеральный бюджет будет означать для крупных компаний простое повышение налогового бремени и будет стимулировать их к роли «временщиков» на территориях, на которых они осуществляют разработку природных ресурсов. Их политика освоения богатств Сибири, Дальнего Востока и севера европейской части России в узкокорпоративных интересах будет только усилена.
Для того, чтобы управление недропользованием в России в контексте эффективной региональной политики и федеративных отношений развивалось в нужном направлении, нужно повернуть эти средства на четко сформулированные цели и нужды регионального развития, обеспечить вовлечение институтов гражданского общества в систему контроля за их справедливым распределением, начать отработку согласительных процедур, механизмов взаимодействия власти, бизнеса и населения.
Основой для будущего единения российских регионов должны послужить экономическая специализация и взаимодополнение хозяйственных комплексов, но никак не политические и иные предпочтения региональных элит и федеральных лидеров. Между смежными субъектами Федерации часто бывает достаточно противоречий, и это нормальная ситуация в каждой стране, когда регионы цивилизованно реализуют свои конкурентные преимущества. Очевидно также и то, что эксперименты с «перекройкой границ» может себе позволить только стабильное в экономическом и политическом отношении государство. Россия приобретает сегодня такую стабильность и, по нашему мнению, это может быть дополнительным аргументом в объединительных процессах российских регионов и в модернизации федеративной структуры страны.
Для решения проблем бюджетного федерализма и региональных проблем бюджетной системы РФ необходимо: более четко установить круг расходов, финансируемых из федерального, республиканских и региональных, а также муниципальных бюджетов; отладить строгую и объективную систему рассмотрения заявок регионов на получение средств. А также осуществить предложенные программы по переселению населения и укрупнению регионов.
Шаблон выводов и предложений
После выполнение курсовой работы по теме «Особенности состояния консолидированного бюджета РФ», можно сделать выводы, что это совокупность бюджетов всех уровней. Включает в себя консолидированный бюджет Субъектов РФ и Федеральный бюджет РФ, а также государственные целевые фонды.
Консолидированный бюджет Российской Федерации и се субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не годится для проведения сравнительного анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового внутреннего продукта. Поэтому рост консолидированного бюджета — это, прежде всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.
После приведенных выводов можно проанализировать структуру консолидированного бюджета РФ, следует отметить, что в 2003, 2004, годах он был исполнен с профицитом, так как профицит федерального бюджета перекрыл дефициты бюджетов субъектов РФ. На 2005 год в консолидированной бюджете РФ также заложен профицит.
В бюджетных доходах РФ главенствуют налоговые доходы (более 80%), тогда как неналоговые доходы составили чуть меньше 8% от всех доходов консолидированного бюджета РФ. Остальные доходы, формирующие бюджет составляют незначительные суммы, к ним относят: безвозмездные перечисления, доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, и единый социальный налог.
В расходах 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Профицит консолидированного бюджета России на 2006 год составит 820,8 млрд. рублей, на 2007 год — 426 млрд., на 2008 год — 513,4 млрд. Такие параметры предусмотрены перспективным финансовым планом РФ на 2006—2008 годы, сообщается в сопроводительных материалах к подготовленному Минфином проекту федерального бюджета на 2006 год.