Для создания в России действенной системы государственного финансового контроля, развитие и внедрения прогрессивных его форм необходимо повысить качество и требование к государственной финансовой отчетности на всех уровнях ее составления, более активно внедрять в государственным секторе международные стандарты бухгалтерского учета. При этом, учитывая характер информационных потребностей пользователей финансовой отчетности предприятий и организаций государственного сектора экономики, эту отчетность государственного сектора нужно сделать публичной, в том числе через современные информационные ресурсы. Такими же открытиями должны быть и результаты контроля. Сегодня публичны лишь результаты аудиторских проверок Счетной палаты РФ, да и то не в полной мере.
Необходимо четко прописать цели, задачи, принципы организации системы государственного финансового контроля, включая все уровни, в том числе уровень исполнительных органов и главных распорядителей. Должна быть достигнута адекватность применяемых форм государственного финансового контроля поставленным целям.
В свою очередь изменения в сфере бюджетного контроля вызываются сегодня и основными направлениями бюджетной реформы, так как при этом неминуемы изменения не только в объектах контроля, но и в его целях и задачах, направленности контрольных мероприятий. Изменит направленность предварительный бюджетный контроль. Анализ обоснованности сметы расходов превратится в процесс планирования целей и результатов, которые должны быть достигнуты организацией, претендующей на получение государственных средств. Кроме того, кардинальным изменениям подвергнется и сфера последующего контроля. Это уже будет не только контроль за целевым использованием бюджетных средств, сколько контроль достижения конечного результата, который должен соответствовать целям государственных средств. Государственные контролеры, выходя на проверки, должны будут обращать внимание не столько на соблюдение статей расходов, сколько на достоверность отчетности организаций в области достигнутых хозяйственных и финансовых результатов, в том числе соответствия этих результатов поставленным на этапе выделения финансирования целям. Изменение идеологии последующего контроля должно привести к углублению его методологии, появлению новых подходов, приемов методов контрольных мероприятий.
В систему планирования, финансирования и контроля деятельности организации включается система постоянного мониторинга и оценки показателей деятельности, отвечающих требованиям объективности, полноты, достоверности и пр.
Анализ современного состава бюджетополучателей позволяет оценить объемы контрольных мероприятий в области расходования средств федерального бюджета. К 1 января 2005 г. количество федеральных бюджетополучателей сократилось на 11664 единиц. Сокращение их числа будет продолжаться в ходе реализации принятой Федеральной целевой программы по реорганизации государственных учреждений и предприятий.
Из числа федеральных государственных учреждений по данным Минэкономразвития России планируется: 3768 единиц передать субъектам РФ, 2735 единиц реорганизовать в другие организационно-правовые формы или ликвидировать. Из числа федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП)) планируется: 202 единиц передать субъектам РФ, 3384 реорганизовать или приватизировать. Таким образом, количество федеральных государственных учреждений (ФГУ) сократиться на 6503 единиц, а количество ФГУП – на 3586 единиц, т.е. количество контрольных объектов уменьшится в целом на 10089 единиц.
Процесс реорганизации планируется осуществлять до 2007 года. Исходя из прогнозов, к 2007 г. количество федеральных объектов государственного финансового контроля составит около 32 тыс. организаций.
По данным счетной палаты РФ, численность государственного финансового контроля на всех трех его стадиях, составлявшая на 1 января 2004 г. 462,7 тысячи человек, на 1 января 2005 г. уменьшилась на 25,5 тысяч человек, в том числе: по органам предварительного контроля – на 19 тысяч, по органам текущего контроля – на 4,7 тысячи, по органам последующего контроля – на 1,8 тысячи человек. Таким образом, сокращена численность чиновников, не только занимающихся непосредственно функциями министерств (ведомств), но и непосредственно осуществляющих контрольные мероприятия, почти на 2 тысячи человек. Отсюда, условия для эффективной реализации последующей стадии государственного финансового контроля явно недостаточны. На практике ведомственные ревизии почти не проводятся, а если и бывают, то они малоэффективны, поскольку зачастую ведомственные контролеры не владеют необходимыми знаниями в области контроля бюджетных расходов и современными методиками контроля исполнения бюджета.
Реально действующие органы последующего контроля не успевают, не только ежегодно охватить проверками все организации, но и не обеспечивают установленный норматив – одна проверка в два года. Зачастую проверки проводятся один раз в три-четыре года. Ими в основном охватываются крупные бюджетополучатели, но именно на уровне рядовых получателей с учетом их многочисленности нарушения и искажения могут значительно снижать эффективность бюджетных расходов.
Важным направлением реформы государственного финансового контроля должно быть изменение целевых установок при проведение контрольных мероприятий государственными контролерами и привлеченными коммерческими аудиторами. Контролер в области государственных расходов должен оценивать деятельность организации или ведомства в целом, анализировать общие результаты его деятельности, соблюдение законодательства. Таким образом, будут реализованы современные направления государственного финансового контроля: аудит достоверности, аудит соответствия, аудит эффективности.
Рассмотренные направления совершенствования методологии государственного финансового контроля вполне вписываются в международные тенденции в данной области и приведут к соответствию российской системы финансового контроля в государственном секторе современным тенденциям и технологиям управления государственными финансовыми ресурсами.
2.3. Валютный контроль и административная реформа
В условиях проводимой либерализации валютного законодательства был принят Федеральный закон «О валютном регулирование и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (ФЗ о ВР и ВК), призванный, отражать практические потребности времени и удовлетворять новому этапу развития рыночных отношений, что, в первую очередь, проявилось в определение, а, точнее, содержании понятия «валютные ценности», отмене разрешительной системы и осуществления валютных операций движения капитала, а также в организации и осуществлении валютного контроля, который, представляя собой «одну из разновидностей валютных ограничений», тоже претерпел существенные изменения.
Новым в ФЗ о ВР и ВК стало то, что в нем впервые закрепляются принципы валютного регулирования и валютного контроля, к которым ст. 3 относит:
- Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
- Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
- Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
- Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Кроме того, в новом законе отсутствует статья, определяющая цели и направления валютного контроля, что оправдано с точки зрения значительно более подробного регулирования отношений, связанных с валютным контролем, в том числе определения прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, установления перечня документов, которые вправе требовать агенты валютного контроля от резидентов и нерезидентов.
Нововведение коснулись и субъектов валютного контроля. Так, законодатель установил три категории субъектов, к которым в соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ о ВР и ВК относятся Правительство Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля.
Под органами валютного контроля следует понимать Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством. Правительство РФ обладает исключительными полномочиями в вопросах окончательного круга валютного контроля помимо ЦБ РФ. Банк России занимает центральное место среди органов валютного контроля, совмещая при этом наряду с Правительством РФ полномочия органа валютного регулирования и субъекта, осуществляющего валютный контроль. Поэтому ЦБР вправе для реализации указан Правительство РФ, издавать в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, осуществлять взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивать взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистратора), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.