Сегодня разрабатываются все новые математические модели оценки инвестиционного риска. Необходимость их появления обусловлена тем, что каждая из моделей способна объять лишь ограниченный круг показателей, факторов. Понятно, что одна модель не может соответствовать целям всех инвесторов. Так, например, сторонники модели Shortfall не принимают результаты VaR, утверждая, что VaR поощряет торговые стратегии, которые дают хороший доход при большинстве сценариев, но иногда могут приводить к катастрофическим потерям.
Математические модели оценки инвестиционного риска способны привести исходные данные многочисленных групп факторов инвестиционного процесса в удобную для инвестора форму, послужить неким промежуточным этапом в принятии решения об инвестировании средств. Кроме того, к неоспоримым достоинствам таких моделей следует отнести их возможность устанавливать зависимости важнейших для определенных инвесторов факторов инвестиционного риска, что позволяет достаточно четко вычислять корреляцию этих факторов и инвестиционных результатов.
Таким образом, математические модели базируются на том, что риск есть величина, подлежащая измерению с помощью математических методов. Эти методики нацелены на измерение величины риска, выраженной некоторым значением. Величина, обратная риску, в свою очередь, служит одним из главных показателей инвестиционной привлекательности объектов инвестирования.
Однако, существуют такие модели, которые исходят из понимания риска как результирующей величины действия огромного количества всевозможных факторов. Задача этих методик не сводится к формализации зависимостей и взаимосвязей множества факторов. Иными словами, роль математических методов не усиливается в процессе исследования риска. Именно поэтому такие модели называются эмпирическими. Не исключается, что в процессе измерения риска и в этих моделях будут применяться математические методы. Но очевидно, что эти модели идут по второму пути оценки инвестиционного риска, то есть претендуют на всестороннюю оценку инвестиционного риска, на базе которой инвесторы вправе судить об уровне общего инвестиционного риска в том или ином регионе (отрасли).
Но даже самая емкая характеристика инвестиционного риска сама по себе не может дать достаточного представления об инвестиционном климате, ибо помимо риска на инвестиционный процесс влияет целый ряд иных факторов, которые инвестор учитывает, принимая решение об инвестировании. В этой связи комплексный подход к оценке инвестиционного климата предполагает многофакторную оценку риска как одного из самых значительных факторов инвестиционного климата.
«Ярким примером такого подхода может послужить методика Эксперт-РА. Она направлена на измерение совокупного инвестиционного риска регионов Российской Федерации и распределение их по представительным группам, характеризующим инвестиционный климат каждого из регионов в конкретной группе. Следует отметить, что совокупный риск в методике Эксперт-РА является одним из двух самых важных факторов инвестиционного климата. Помимо инвестиционного риска составители методики измеряют инвестиционный потенциал региона» [25;30].
Совокупный риск складывается из семи видов риска: законодательного, политического, социального, экономического, финансового, криминального, экологического. Ранг региона по каждому виду риска определяется в результате упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска – относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, который принят за единицу. Общий показатель риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов риска. Показатели суммируются – каждый со своим весовым коэффициентом.
Вес каждого из частных видов риска был определен с помощью экспертных оценок, полученных в результате опроса экспертов российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний, предприятий. Итоговый ранг региона рассчитывается по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион характеризуется не только рангом, но и количественной оценкой, что позволяет установить соотношение рисков в разных регионах.
Инвестиционный потенциал региона рассчитывается аналогично риску и включает анализ и оценку трудового, потребительского, инфраструктурного, производственного, инновационного, финансового, институционального и природно-ресурсного потенциалов. По результатам исследования все регионы распределяются по группам. Наиболее благоприятными считаются регионы, относящиеся к ячейке 1А представленной в табл. 2.7, наименее благоприятными – к ячейке 3D. Таким образом, инвестор может, руководствуясь результатами этой методики, выбрать подходящий регион для инвестирования, исходя из приемлемого для него риска.
Таблица 2.7 - Группировка регионов в соответствии с методикой Эксперт-РА
Инвестиционный потенциал | Инвестиционный риск |
Рейтинг климата | Описание |
1A | Максимальный потенциал – минимальный риск |
1В | Высокий потенциал – умеренный риск |
1С | Высокий потенциал – высокий риск |
2А | Средний потенциал – минимальный риск |
2В | Средний потенциал – умеренный риск |
2С | Средний потенциал – высокий риск |
3А | Низкий потенциал – минимальный риск |
3В1 | Пониженный потенциал – умеренный риск |
3В2 | Незначительный потенциал – умеренный риск |
3С1 | Пониженный потенциал – высокий риск |
3С2 | Незначительный потенциал – высокий риск |
3D | Низкий потенциал – экстремальный риск |
Особенность представленной методики состоит в том, что она предполагает совмещение двух взаимообратных факторов: риска и потенциала. Как видим, риск определяется в методике Эксперт-РА гораздо шире, чем в рассмотренных математических моделях. В рамках такого подхода риск понимается как совокупность противодействующих целям инвестора сил. Потенциал же следует понимать как готовность того или иного региона принять инвестиции. В этом смысле, казалось бы, составители предлагаемой методики попытались учесть всю совокупность условий, влияющих на процесс управления инвестициями.
Стоит признать, что Эксперт-РА предприняло серьезную попытку в деле создания многофакторной модели оценки инвестиционного климата. Достоинством представленной методики является то, что она охватывает большое число факторов инвестиционного процесса. Многие из этих факторов не подлежат математическому измерению, но учитываются в методике посредством экспертных оценок, сравнительных характеристик. Это, в свою очередь, говорит о комплексности подхода и значительной достоверности оценки.
Другим примером комплексной оценки инвестиционного риска может служить рейтинг Standard&Poors. В соответствии с этой методикой по уровню интегрального индикатора риска все страны мира распределяются на 31 представительную группу, каждой из которой присваивается определенная характеристика уровня инвестиционного риска (Россия включена в одиннадцатую группу).
К ключевым экономическим и политическим рискам, которые эксперты S&P принимают в расчет при определении суверенных рейтингов, относятся:
1) политическая стабильность;
2) структура доходов населения и структурная организация экономики (ВВП на душу населения, уровень безработицы, индекс потребительских цен);
3) налогово-бюджетная политика и степень ее гибкости;
4) денежно-кредитная политика и факторы инфляционного давления;
5) темпы и характер экономического роста (норма сбережений, соотношение инвестиций и ВВП);
6) долговое бремя государственного и частного секторов и исторические сведения по обслуживанию долга (соотношения экспорта и ВВП, чистых заимствований и экспорта, сальдо счета текущих операций и ВВП).
Оценивая инвестиционный климат по методикам S&P и Эксперт-РА, исследователи решают задачу определения комплексного показателя риска. Сходство описанных подходов заключается также в том, что в модели рейтингового агентства S&P, как и в модели Эксперт-РА, широкое применение находит метод экспертных оценок.
Отметим, что существует довольно много эмпирических моделей оценки инвестиционного риска. Анализируя математические модели, мы обосновали их многообразие тем, что разные исследователи инвестиционного риска определяют математические зависимости тех факторов, которые считают наиболее представительными. Эмпирические модели, в свою очередь, предполагают рассмотрение максимального числа всевозможных факторов инвестиционного процесса.
Достоинства математических моделей анализа инвестиционного риска с целью оценки инвестиционной привлекательности объектов инвестирования состоят в том, что они:
1) Дают возможность точно установить характер зависимости некоторых факторов инвестиционного риска.
2) Позволяют определять чувствительность результатов инвестирования к факторам риска.