Смекни!
smekni.com

Государственное финансовое регулирования экономики (стр. 6 из 8)

Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента, т.е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу, и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке (open market operations). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом. Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно:

1) краткосрочные государственные облигации

2) казначейские векселя.

Отличие государственных облигаций от векселей Казначейства состоит в том, что облигации приносят доход в виде процента (percent income), а доход по казначейским векселям представляет собой разницу между ценой, по которой Центральный банк продает ценные бумаги, обязуясь выкупить их через некоторый срок, и более высокой, определяемой в момент продажи, ценой обратного выкупа, т.е. это по сути capital gain.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу. Изменение величины банковского, а поэтому и величины денежного мультипликатора не происходит.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах. Поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, и соответственно денежную базу, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы на величину, равную произведению банковского, а на уровне экономики – денежного мультипликатора и объема продажи ценных бумаг на открытом рынке. Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций, и коммерческие банки, и население начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается (capital gain). И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.

Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег[5].

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Характеристика кризиса 2008 года в Российской Федерации

Ход кризиса и его влияние на российскую экономику во многом определяются характером участия России в процессах глобализации. Страна сочетает в себе редкое заселение и слабое хозяйственное освоение. На Россию приходится 11,5 процентов мировой суши, но 2,1 процента населения планеты и около 3 процентов мирового ВВП по ППС (2005 г.) [18, c. 35]. На международной специализации России, безусловно, сказывается и то, что по уровню экономического развития она существенно уступает развитой части мира и сравнительно недавно встала на путь рыночной трансформации.

По ряду признаков Россия выступает как периферийная часть мировой экономики. Об этом, в частности, свидетельствует растущий топливный флюс в структуре экспорта страны. В 2008 г. на долю топливно-энергетической продукции пришлось 68,6% российского экспорта (в 2007 г. – 64,2%) [24]. Отрицательное сальдо по статье «машины, оборудование и транспортные средства» за 2000–2008 гг. увеличилось с 1,5 до 117,8 млрд долл [22]. По оценке ЮНКТАД, в 2008 г. в России было размещено около 62 млрд долл. прямых иностранных инвестиции (ПИИ), или 4,3% их мирового объема (в 2007 г. – 2,9%) [15, с. 146] . Федеральная служба государственной статистики в 2008 г. зарегистрировала более 75 млрд долл. инвестиций в кредитной форме из 103,8 млрд долл. всех полученных инвестиций. С активизацией инвестиционной деятельности связан стремительный рост корпоративной задолженности – со 108 (в конце 2004 г.) до 488 млрд долл. (к середине 2008 г.) [16, с. 14].

Наряду с чертами периферийности у российской экономики также наблюдаются отдельные свойства глобального центра – высокая доля в мировом производстве и экспорте вооружений, космических услугах, фундаментальных научных исследованиях в сочетании с динамичным развитием информационных технологий и масштабным экспортом капитала до начала финансово-экономического кризиса[15, c. 146].

Россия существенно укрепила не только свое финансовое, но и геополитическое положение благодаря экспорту углеводородов и металлов, а также росту мировых цен на эти товары (до середины 2008 г.). В 2008 г. ее экспорт (471,8 млрд долл.) превысил импорт (292,0 млрд долл.) почти на 180 млрд долл. Но одновременно в результате структурного «упрощения» промышленности серьезно возросла связь между финансовым положением страны и динамикой цен на мировых топливно-сырьевых рынках. При слабости финансовой системы также возросла зависимость от внешних заимствований. Экономика страны стала менее инновационной, резко уси- лилась поляризация населения по доходам. Топливно-сырьевая специализация сдерживает рост конкурентоспособности страны и делает нестабильными ее экономические позиции в мире. Об этом свидетельствует текущий финансово-экономический кризис. Многие эксперты полагают, что он имеет внешнее происхождение [14]. Резко понизились экспортные цены на топливно-сырьевые товары и одновременно повысилась стоимость ссудного капитала. Падение российского фондового рынка из-за ухода иностранных участников и вывода ими капитала обернулось для России декапитализацией крупных компаний. Возникли проблемы обеспечения ранее взятых ими кредитов. Однако углубление топливно-сырьевой специализации России, рискованная кредитная политика крупных банков и корпораций, неразвитость институциональной основы экономики – результат действия в основном внутренних факторов[15, c. 146].

Одним из главных проявлений кризиса стало резкое сокращение объемов внешней торговли. Если в июле 2008 г. объем экспорта составил 47,3 млрд долл., а импорта – 29 млрд долл., то в январе 2009 г. – уже соответственно 17,0 и 8,7 млрд долл. Более чем трехкратное сокращение импорта произошло за счет инвестиционных товаров. Ввоз машин и оборудования по сравнению с январем 2008 г. сократился на 43,2%. При этом цены на импорт за данный период снизились на 6,1%, а физический объем импорта – на 33%. А средние цены на экспорт сократились на 56,4%, тогда как физически объем экспорта уменьшился на 11,9% [20, с. 2].

Другое проявление кризиса – девальвация рубля, который относительно доллара обесценился более чем на 50% (в июле 2008 г. 1 долл. стоил 23,5 руб., а в феврале 2009 г. – 36,3 руб.). Такая девальвация поддерживает топливно-сырьевой экспорт, но существенно удорожает в рублевом выражении импорт. Во втором квартале 2009 г. рубль несколько укрепился, отражая начавшийся рост цен на нефть. Резкий спад промышленного производства, сокращение занятости, большие проблемы в кредитовании экономики банковским сектором, рост объемов неплатежей – результат сложения внешних факторов со структурной слабостью российской экономики: низким уровнем развития банковской системы и управления как во властной сфере, так и в сфере бизнеса.