Между тем, общая площадь сельхозугодий Российской Федерации составляет 222 млн. гектаров, в том числе 127,7 млн. га (58 %) это сельскохозяйственные угодья переданные в частную собственность граждан. Из них 108 млн. га (49 %) - собственники земельных долей в сельскохозяйственных кооперативах, хозяйственных товариществах и обществах, 7,5 млн. га (3 %) составляют личное подсобное хозяйство и 12,2 млн. га
(6%) - крестьянские (фермерские) хозяйства.2)
Таким образом, большая часть пригодной для сельскохозяйственного пользования земли выпадает из сферы действия рассматриваемого федерального закона от 20 июля 1998 года № 116-ФЗ. Ее приобретение физическим лицом никак не контролируется государством на предмет соответствия его доходам.
1) В настоящеевремя введение данного налога отложено в силу его практической неподготовленности.
Наше предложение сводится к тому, чтобы земля, находящаяся в частной собственности граждан, была включена в Перечень имущества, приобретение которого физическим лицом обуславливает государственный контроль за соответствием крупных расходов доходам этого лица.
К числу серьезных недостатков в работе органов налогового контроля относится такой, как преобладание текущего фискального интереса над долгосрочным народнохозяйственным, в следствие чего разрушается вся система государственного налогового контроля за физическими лицами.
Иными словами, налоговые органы оставляют за собой право на ошибки и лишают его налогоплательщиков. Большинство нарушений, за редким исключением, признаются умышленными, тем самым отсутствие нарушений у налогоплательщика неофициально считается как бы явлением нормальным.
Более того, имеется четко выраженная тенденция причислять к умышленным все спорные нарушения налогового законодательства. Во многом это объясняется тем, что размер средств на содержание органов налогового контроля, за исключение сметного минимума, поставлен в зависимость от сумм финансовых санкций, взысканных с налогоплательщиков. В результате такого подхода государства к налогообложению многие
налогоплательщики делают вывод, что государство планирует не только суммы налоговых платежей, но и суммы штрафных санкций. Это в свою очередь стимулирует налогоплательщиков при проводимой подобным образом налоговой политике к уклонению от уплаты налоговых платежей.
Вопросы организации налогового контроля в плане психологических требований к системе налогообложения и ее функционированию, а также вопросы поведения разработчиков налоговых служб в оперативной литературе уже рассматривались. Например, в монографии “Налоги” под редакцией Д.Г.Черника этому посвящена отдельная глава.1) Однако все остается по прежнему.
В доказательство можно привести пример бурного роста судебных разбирательств между налоговыми органами и налогоплательщиками за последние три года. В таблицах 8 и 9 приводится динамика рассмотренных и удовлетворенных исков налогоплательщиков к налоговым органам и динамика рассмотренных и удовлетворенных исков налоговых органов к налогоплательщикам в 1995-1998 годах.
По данным Государственной налоговой службы в целом за 1998год в судах рассмотрено более 6 тысяч дел по претензиям налогоплательщиков, что в 1,3 раза больше, чем в предыдущем. Налогоплательщиками выиграно 57 % дел по своим искам.
В том же году налоговые органы предъявили свыше 109 тысяч исков налогоплательщикам, т.е. в 2,2 раза больше, чем в предыдущем. Налоговыми органами выиграно у налогоплательщиков 97 % дел по своим искам.
_____________
1) “Саратовские вести”, № 221 от 19 ноября 1997 год
2) “Аргументы и факты” № 8, 1998 год
3) “Налоги”, под ред. Черника Д.Г., гл. XI, М.: “Финансы и статистика”, 1996 г.
Таблица 8.
Динамика рассмотренных и удовлетворенных исков
налогоплательщиков к налоговым органам
в 1995 - 1997 годах