Размер собственного капитала, или чистого имущества (чистых активов), предприятия, по существу, представляет собой величину, получаемую в результате исключения из суммы активов величины обязательств предприятия (заемных средств).
Приказом Минфина России "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации" от 28 июля 1995 г. № 81 был установлен порядок определения величины чистых активов.
Порядок расчета стоимости чистых активов акционерных обществ определяется приказом Минфина России и ФКЦБ от 5 августа 1996 г. № 71/149. Под чистыми активами понимается разность суммы активов организации, принимаемых к расчету, и суммы обязательств, принимаемых к расчету7. К активам, участвующим в расчетах, относятся статьи разделов I и II баланса (за исключением статей "задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал" и "собственные акции, выкупленные у акционеров"). Если на предприятии формируются оценочные резервы (по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг), показатели статей, в связи с которыми они были созданы, например дебиторская задолженность, участвуют в расчете величины чистых активов, за исключением соответствующих им сумм резервов.
Довольно часто при определении стоимости чистого имущества встает вопрос о включении в состав активов, принимаемых к расчету, нематериальных активов. Известна практика финансового анализа зарубежных стран, предполагающая исключение данной статьи из расчета величины чистого имущества.
Учитывая, что нематериальные активы относятся к числу тех статей баланса, искажение реальной величины которых является наиболее распространенным, данный подход к определению величины чистых активов является наиболее осторожным.
Действительно, объективная сложность оценки данной статьи, незнание вопросов правового регулирования нематериальных активов привели к тому, что стремление некоторых предприятий к "раздуванию" собственного капитала проявилось в первую очередь за счет необоснованной величины нематериальных активов. В частности, достаточно распространенным является случай, когда вкладом в уставный капитал одного из участников является право пользования зданием, оборудованием, оргтехникой. С точки зрения правового регулирования вопроса использование имущества предполагает или наличие у пользователя права собственности, или пользование им на условиях аренды, или безвозмездное использование имущества. Исключение составляют некоторые специфические виды имущества (например, право пользования недрами). Таким образом, с юридической точки зрения право пользования имуществом не может оформляться как нематериальный актив. (В этом смысле письмо Минфина России "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" от 29 октября 1993 г. № !!8 (с последующими изменениями) вступило в некоторое противоречие с юридической стороной вопроса).
При определении величины чистых активов важно соблюдать требования, предусмотренные в приказе Минфина России и ФКЦБ от 5 августа 1996 г. № 71/149: в расчете участвуют те нематериальные активы, которые непосредственно используются и приносят доход; имеется документальное подтверждение затрат, связанных с их приобретением или созданием; право на владение нематериальным активом должно быть подтверждено соответствующим документом, выданным в соответствии с законодательством.
К пассивам, участвующим в расчете, т. е. обязательствам предприятия, относят: арендные обязательства (учитываемые на счете 97); целевые финансирование и поступления; долгосрочные и краткосрочные обязательства перед банками и иными юридическими и физическими лицами; расчеты и прочие пассивы, кроме сумм, отраженных по статьям "Фонды потребления" и "Доходы будущих периодов".
Полагаем, что предложенная Минфином России методика определения чистых активов нуждается в дальнейшем уточнении, поскольку в ее настоящей редакции способ определения величины долговых обязательств представляется недостаточно корректным. Так, вызывает возражение отнесение к обязательствам предприятия резервов предстоящих расходов и платежей. Эти резервы формируются, как правило, для погашения расходов, неравномерно образующихся в течение года (на предстоящую оплату отпусков работников; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на ремонт основных средств; выплату вознаграждения по итогам работы за год и др.) и относимых на себестоимость продукции.
Суммы начисляемого резерва, будучи включенными в себестоимость продукции, поступают на предприятие в составе выручки в виде ликвидных средств. Таким образом, до момента использования резерва по прямому назначению можно полагать, что результат его образования — появление некоторых ценностей в активе. Вряд ли правомерно считать, что источником их возникновения являются заемные средства, т. е. средства, которые должны быть возмещены третьим лицам. Например, когда резерв предстоящих расходов и платежей формируется для предстоящей оплаты отпусков работников, сам факт наличия остатка по одноименному счету говорит о том, что предстоящие расходы еще не были начислены, а обязательства перед работниками по оплате отпусков еще не возникли. Возникновение таких обязательств будет фиксироваться на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (уменьшая величину образованного резерва предстоящих расходов и платежей). Но опять же остаток данного резерва, отраженный в балансе, характеризует средства, свободные от обязательств.
Дискуссионным является вопрос о принадлежности к собственному или заемному капиталу фонда потребления. С одной стороны, целевое резервирование средств чистой прибыли для нужд потребления предполагает, что рано или поздно данные средства будут использованы по их назначению и соответственно суммы, указанные по строке "Фонды потребления", уйдут из баланса в отличие от капитализируемой части чистой прибыли.
С другой стороны, поскольку до момента их непосредственного использования суммы, отражаемые по этой статье баланса, характеризуют объем финансирования активов за счет прибыли собственников (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия), фонды потребления следует причислить к собственному капиталу.
Вопрос отнесения фондов потребления к собственному или заемному капиталу ненов. Он рассматривался еще классиками балансоведедия Н. Вейцманом, И. Шерром, П. Герстнером и др. Так, И. Шерр называл статьи такого рода, например фонд вспомоществования, фонд улучшения быта работников, долговыми резервами, подчеркивая тем самым их двойственный характер. Однако основным аргументом в пользу причисления фонда потребления (или близких к нему по экономическому содержанию фондов) к собственному капиталу было то, что источник их возникновения — прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия. Другим основанием для отнесения данного фонда к собственному капиталу являлось то, что выплаты из него обусловлены решением собственников и закреплены в учредительных документах. По сути, такой фонд представляет собой резерв добровольных расходов, образование которого может быть отменено по постановлению общего собрания акционеров.
Определение величины чистых активов (собственного капитала) имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Не случайно Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон об акционерных обществах с величиной стоимости чистых активов связывают основные характеристики деятельности предприятий, включая и саму возможность их существования.
На основании показателя стоимости чистых активов оценивается структура капитала (соотношение собственных и заемных средств). Снижение доли собственного капитала влечет за собой ухудшение кредитоспособности предприятий. Кроме того, учитывая, что показатели собственного и заемного капитала используются для расчета рентабельности вложений в предприятие различных вкладчиков (собственников, кредиторов), можно предполагать, что завышение объема обязательств в совокупных пассивах отрицательно скажется на объективности показателей, характеризующих цену капитала (подробно об этом в гл. 4).
В составе собственного капитала необходимо выделить долю его отдельных составляющих, а также отразить динамику его состава и структуры за последние периоды.
Необходимость раздельного рассмотрения статей собственного капитала связана с тем, что каждая из них является характеристикой правовых и иных ограничений способности предприятия распорядиться своими активами.
Уставный капитал — стоимостное отражение совокупного вклада учредителей (собственников) в имущество предприятия при его создании.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации уставным капиталом обладают акционерные общества и другие коммерческие организации (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью). Полное товарищество, товарищество на вере располагают складочным капиталом. Унитарные предприятия располагают уставным фондом.
Только в акционерных обществах (АО) уставный капитал разделен на доли, выраженные в акциях, удостоверяющих имущественные права акционеров.