Однако в соответствии с позицией налоговых органов, неоднократно высказываемой как в письмах, так и в публичных выступлениях, расходы на содержание организации и ведение уставной деятельности должны осуществляться за счет целевых поступлений, а при их недостаточности — за счет чистой прибыли организации. Таким образом, вышеупомянутые расходы не признаются расходами при налогообложении прибыли, полученной от коммерческой деятельности некоммерческими организациями.
5. Согласно нормам Налогового кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг) и, таким образом, относятся к объекту налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В отличие от коммерческих организаций для НКО бесплатная передача товаров (работ, услуг) является делом обычным и систематическим. Кроме того, опять же в отличие от коммерческих организаций, они не
могут переложить налоговое бремя на получателя (для получателя товары, работы или услуги бесплатны) и не могут нести его за счет прибыли.
Обозначенная проблема отчасти решена Налоговым кодексом путем освобождения от налогообложения отдельных операций - как возмездных, так и безвозмездных, например реализации медицинских товаров, медицинских и образовательных услуг, проведения занятий с детьми в кружках и секциях и т.д. Однако приведенные положения весьма фрагментарны и не позволяют в полной мере решить задачу создания для однотипной уставной деятельности различных некоммерческих организаций равных налоговых условий. В частности, Налоговый кодекс не освобождает от налогообложения целый ряд операций по безвозмездному оказанию услуг, которые являются естественной составляющей уставной деятельности некоммерческих организаций: консультирование населения по вопросам прав и свобод человека, создания и деятельности общественных объединений, прав потребителей и т.д.; помощь гражданам в защите их прав в суде (профсоюзы по трудовым спорам, правозащитные организации); услуги в сфере поддержки людей, попавших в трудную жизненную ситуацию (кризисные центры для жертв насилия), - предоставление крова, питания, психологической помощи; услуги по организации досуга, поддержанию психологического здоровья и многое другое.
6. Региональный налог на имущество организаций регулируется одновременно федеральным законодательством (Главой 30 Налогового кодекса РФ) и законодательством субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне освобождаются от налога на имущество общероссийские общественные организации инвалидов, созданные ими хозяйственные общества и учреждения, религиозные организации и адвокатские образования, а также организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. У иных НКО, в частности, у многих научных центров, которые не осуществляют предпринимательской деятельности, неизбежно возникают проблемы с уплатой налога на имущество, поскольку никакими средствами, кроме целевых, они не располагают.
7. Необходимость удерживать налог на доходы физических лиц с различных видов помощи создает для НКО множество организационных и этических проблем.
Облагаются налогом: благотворительная помощь, даже оказываемая благотворительными организациями; суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения; суммы, уплаченные некоммерческими организациями за лечение и медицинское обслуживание граждан; стоимость выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями в соответствии с целями уставной деятельности, и многое другое.
8. Привлечение пожертвований коммерческих организаций в социальную сферу затруднено тем, что жертвователь не имеет права отнести к
расходам, уменьшающим налоговую базу, никакую часть пожертвованной
суммы. Таким образом, резко снижается интерес коммерческих организаций к передаче части своей прибыли на развитие социальной сферы. Кроме
того, российское законодательство наделило правом получать пожертвования лишь некоторые виды НКО.
Государство, призывая российский бизнес стать социально ответственным, отменило просуществовавшую целое десятилетие налоговую льготу для благотворительных пожертвований. В результате одни коммерческие организации прекращают передавать часть своей прибыли на развитие социальной сферы, другие - возвращаются к бытовавшим некогда «серым» и «черным» схемам поддержки: раздают организациям пенсионеров якобы списанный товар, финансируют детские праздники неучтенными наличными деньгами и т.д.
9. В целом российская система налогообложения НКО настолько далека от международных стандартов и сложившейся международной практики, что российским НКО все труднее достичь взаимопонимания с иностранными партнерами и донорами: в России невозможно получить грант на работу с детьми-инвалидами. Это является препятствием для модернизации социальной сферы, поскольку многие новые
социальные технологии в области комплексной реабилитации инвалидов,
профилактики насилия, борьбы с наркотиками и т.д. появились в России благодаря международному сотрудничеству.
10.Предпринимательская деятельность НКО облагается налогами так же, как и деятельность любой коммерческой организации. На социальные проекты может быть направлена лишь прибыль, оставшаяся после уплаты всех полагающихся налогов. Поскольку НКО в силу специфики своей деятельности и особенностей персонала не могут заниматься высокорентабельным предпринимательством, суммы, остающиеся после уплаты налогов, слишком малы для финансирования уставной деятельности.
Видно, что пытаясь пресечь злоупотребления законодатель обложил налогами почти все безвозмездные передачи денег, товаров, работ, услуг. Исключения из этого правила настолько сложны, бессистемны и необоснованны, что рядовой налогоплательщик и его партнеры усвоить их не в состоянии. Многие из этих исключений основаны на формальных признаках, совершенно не учитывают экономическое состояние организации, пользу, которую она приносит обществу, смысл совершаемых операций.
Таким образом, налоговая политика государства в отношении НКО, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере, не способствует, а, скорее, препятствует их финансовой устойчивости и, следовательно, планомерной и эффективной работе. В результате сокращается или, по крайней мере, не возрастает приток в социальную сферу внебюджетных средств и ресурсов.
В решении всех этих проблем и противоречий возможны две стратегии работы по совершенствованию законодательства:
- локальные изменения, т.е. внесение поправок в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, которые позволят повысить доступность средств, привлекаемых НКО для предоставления социально значимых благ;
- системные изменения, т.е. введение специального налогового режима для НКО, который будет учитывать экономическую и организационную специфику некоммерческого сектора и благотворительности.
Суть стратегии локальных изменений - внесение поправок в отдельные статьи налоговых законов без изменения положения НКО в системе налоговых правоотношений. В результате имущественное положение многих НКО может быть улучшено путем повышения доступности привлекаемых средств и снижения издержек, связанных с администрированием налогов.
1.Расширить перечень областей, программы в которых могут финансироваться за счет грантов (не подлежат налогообложению). В частности, важно включить в перечень такие области, как защита прав и свобод человека, предусмотренных федеральным законодательством; социальная поддержка малообеспеченных, социально не защищенных групп населения; охрана здоровья (по направлениям ВИЧ/СПИД, наркомания, детская онкология, гепатит и туберкулез). Для этого дополнить подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
2.Упорядочить процесс формирования перечня иностранных и международных некоммерческих организаций, осуществляющих в Российской Федерации целевое финансирование программ, которое признается грантами для целей налогообложения, путем принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
По законодательству своей страны и по нормам внутренних регламентов абсолютное большинство иностранных и международных организаций не могут предоставлять целевое финансирование, если эти средства будут облагаться налогом на прибыль, поскольку почти во всех странах уплата налога на прибыль связывается с предпринимательской деятельностью. Таким образом, иностранная или международная организация, не включенная в упомянутый перечень, фактически лишена возможности предоставлять гранты российским организациям. В связи с этим процедуры включения в перечень приобретают особое значение, и любой заинтересованный грантодатель должен иметь возможность получить о них официальную информацию. На сегодняшний день такая возможность отсутствует, и изменить создавшееся положение можно только путем принятия правового нормативного акта, подлежащего обязательному официальному опубликованию.