3.Упростить порядок ведения, раздельного бухгалтерского учета для организаций, осуществляющих, наряду с деятельностью, финансируемой за счет целевых поступлений, деятельность по выполнению работ и услуг, приносящую прибыль. Разрешить отнесение доли административных затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
4.Создать более благоприятные условия для получения НКО дополнительного дохода путем размещения временно свободных (или специально для этого предназначенных) средств на депозитах или осуществления операций с ценными бумагами. Для этого дополнить ст. 251 главы 25 Налогового кодекса положением, согласно которому размещение временно свободных целевых поступлений (за исключением финансирования из бюджетов разных уровней) на депозитах и вложение таких средств в ценные бумаги признается целевым использованием в случае, если такое размещение (вложение) не противоречит условиям получения средств и доход, полученный от такого размещения (вложения) после уплаты полагающихся налогов, направляется на ведение уставной деятельности некоммерческой организации.
5. Освободить НКО от обязанности уплачивать НДС с операций по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), кроме подакцизных.
В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг) и, таким образом, относятся к объекту налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом игнорируются различия между такими видами налогоплательщиков, как коммерческие и некоммерческие организации, что в конечном итоге вступает в противоречие с основными началами законодательства о налогах и сборах.
Коммерческие организации, действуя в соответствии с главной целью - получением прибыли, продают товары (работы, услуги), включая НДС в стоимость своей продукции и, таким образом, перекладывая налоговое бремя на конечного потребителя. Любая безвозмездная передача товаров (работ, услуг) коммерческой организацией противоречит экономическим интересам ее собственника, а посему является исключением из обычной деятельности. НДС на такого рода операции уплачивается за счет прибыли.
Обозначенная проблема отчасти решена Налоговым кодексом в ст. 149 путем освобождения от налогообложения отдельных операций, а также Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров (подп. 12 п. 3 ст. 149).
Однако приведенные положения весьма фрагментарны и не позволяют в полной мере решить задачу создания для однотипной уставной деятельности различных некоммерческих организаций равных налоговых условий.
6. Освободить от уплаты налога на доходы физических лиц:
- суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, за исключением туристических, для инвалидов, не состоящих с организацией в трудовых отношениях, или для детей, не достигших 16 лет, если указанная компенсация осуществляется за счет средств некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на поддержку инвалидов и (или) детей;
- суммы, уплаченные некоммерческими организациями, уставная деятельность которых направлена на содействие охране здоровья, за лечение и медицинское обслуживание благополучателей, не состоящих с ними в трудовых отношениях;
- суммы материальной помощи (в пределах 2000 руб.), оказываемой организациями в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» лицам, не состоящим с ними в трудовых отношениях;
- стоимость любых выигрышей и призов (в пределах 4000 руб.), получаемых во время конкурсов, игр и других мероприятий, проводимых некоммерческими организациями в соответствии с целями уставной деятельности;
- суммы полной или частичной компенсации стоимости проезда и проживания участникам съездов, конференций и семинаров, финансируемых за счет средств некоммерческих организаций (при условии документального подтверждения расходов указанные суммы освобождаются от налогообложения как в случае безналичной оплаты проезда и проживания участников конференций и семинаров, так и в случае возмещения расходов в наличной форме).
Суть стратегии системных изменений - введение специального
налогового режима для некоммерческого сектора и приведение российского законодательства в соответствие с лучшей практикой на основе международного опыта. В результате может быть создана такая система налогообложения некоммерческих организаций, которая обеспечивает уплату справедливых, экономически обоснованных, достаточно просто исчисляемых налогов и гарантированно пресекает злоупотребления некоммерческим статусом. Однако такая система налогообложения требует серьезного анализа и проработки. Чего на сегодняшнем этапе развития налоговой системы в Российской Федерации нет.
Таким образом, можно сделать вывод, что значение некоммерческого сектора в Российской Федерации остается недооцененным о чем свидетельствует жесткость действий государства в этой области. В попытках пресечь злоупотребления законодатель обложил налогами почти все безвозмездные передачи денег, товаров, работ, услуг. Исключения из этого правила настолько сложны, бессистемны и необоснованны, что рядовой налогоплательщик и его партнеры усвоить их не в состоянии. Многие из этих исключений основаны на формальных признаках, совершенно не учитывают экономическое состояние организации, пользу, которую она приносит обществу, смысл совершаемых операций. Ситуация может быть улучшена только с ростом степени доверия государства к НКО и посредством точечных изменений законодательства.
3.2. Особенности налогообложения некоммерческих организаций за рубежом
Международный опыт в области законодательного регулирования налоговых режимов в отношении некоммерческих организаций имеет для России особое значение в связи с тем, что в течение довольно долгого времени существования социалистического режима - вплоть до начала 90-х гг. XX века - некоммерческий сектор в стране практически полностью отсутствовал, будучи вытеснен государством.
В связи с этим в России не было особой нужды и в законодательном обеспечении деятельности некоммерческих организаций. Сегодняшнее российское законодательство, регулирующее некоммерческий сектор в России вообще и налоговые правоотношения в частности, является не столько результатом естественноисторического развития гражданского общества, сколько переложением опыта разных стран, причем зачастую довольно бессистемным. Одним из объяснений бессистемности и внутренней противоречивости современного российского законодательного регулирования в отношении некоммерческих организаций может быть то, что 10-15 лет назад, при принятии основных из ныне действующих законов о некоммерческих организациях и благотворительной деятельности, опыт и понимание принципиальных основ существования и развития «третьего сектора» в России были явно недостаточны.
Тем не менее, необходимо отметить, что основные принципы регулирования некоммерческого сектора и налоговых режимов в отношении НКО в странах с развитой рыночной экономикой и длительной демократической историей были заложены как раз в конце XIX - начале XX века, и сегодняшнее состояние законодательства в данной области в США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и других, наиболее
развитых странах представляет собой результат развития этих основных принципов. Одновременно необходимо учитывать, что законодательство в отношении третьего сектора и в этих странах не является «застывшим». По пути реформирования сегодня активно идут страны Восточной и Центральной Европы. В частности, венгерское законодательство в отношении некоммерческого сектора сегодня считается одним из лучших в Европе.
Безусловно, при изучении международного опыта нельзя не учитывать, что уровень развития законодательства является отражением уровня развития гражданского общества в целом, и, кроме того, сопоставление зарубежного опыта с российским должно осуществляться в контексте общего правового и экономического поля.
Необходимо, прежде всего, иметь в виду самую общую характеристику системы права, существующей в том или ином государстве. Вряд ли возможно прямое применение в системах кодифицированного права, к которым относится и российская, норм и правил, принятых в системах, основанных на общем (прецедентном) праве (прежде всего в США и Великобритании). Это не всегда осознают участники законотворческого процесса в России, непонимание данного обстоятельства, как при разработке новых законопроектов, так и при внесении изменений в действующие законодательные акты может оказаться критичным.
В то же время общеэкономические основы деятельности некоммерческого сектора, без сомнения, сходны в странах, как общего, так и гражданского права, и различия обусловлены, главным образом, уровнем развития экономики и гражданского общества. Именно на этой общности экономических принципов деятельности «третьего сектора» основывается идея о возможности применения в российском законотворчестве международного опыта регулирования налоговых режимов для благотворительности и некоммерческих неправительственных организаций.