Во многих странах с развитым «третьим сектором» доход от инвестиций (или так называемой пассивной экономической деятельности) является важным источником дохода НКО. Многие организации получают ренту (арендную плату) от инвестиций в недвижимость, в форме роялти от продажи прав на интеллектуальную собственность, а также в форме дивидендов или процентов от владения акциями, от счетов в банке и от других инвестиций. Частные и общественные фонды, школы и университеты вкладывают значительные средства в ценные бумаги в форме обособленных инвестированных активов (так называемых легатов, эндаументов приносящих стабильные доходы в виде процентов, дивидендов, а также доходы от возрастания в цене этих активов, которые, в свою очередь, используются для обеспечения деятельности этих организаций.
В то же время, поскольку важно, чтобы ресурсы, по крайней мере, тех НКО, которые работают на благо всего общества, направлялись главным образом на общественные нужды, страны, в которых предусмотрено поощрение инвестиций, иногда вводят положения, предотвращающие накопление НКО чрезмерного капитала.
В большинстве стран мира, в том числе во всех странах Центральной и Восточной Европы, некоммерческим организациям разрешается получать доходы от инвестиций, или доходы от «пассивной» экономической деятельности. Россия в этом случае не является исключением из общего правила российские НКО в подавляющем большинстве не имеют существенных законодательных ограничений на получение доходов от инвестиционной деятельности.
Некоторые государства, заинтересованные в развитии «третьего сектора», освобождают некоммерческие организации (в первую очередь созданные в общественно полезных целях) от налога на доход, получаемый в виде процентов, дивидендов, арендной платы, роялти или прироста капитала в результате роста стоимости активов или их продажи. В ряде случаев такое освобождение предоставляется при соблюдении каких-либо дополнительных условий. В одних странах Центральной и Восточной Европы почти весь доход от инвестиций считается подлежащим налогообложению. К ним относятся Болгария, Хорватия, Латвия, Македония и Словакия. Исключение в некоторых случаях составляют доходы от продажи инвестированных активов, если они достаточно долго находились в собственности НКО. Эти же страны (кроме Литвы и Словакии) облагают налогом также доход от экономической деятельности НКО, и, таким образом, можно говорить об их последовательности в обложении налогом большинства источников дохода НКО, отличных от дарения, пожертвований и обязательных платежей. В других с дохода от инвестиций НКО либо взимают налог с пониженной ставкой (по сравнению с аналогичным доходом от инвестиций в бизнесе), либо освобождают от налога доход от определенных видов инвестиций. В Литве, например, доход от инвестиций НКО облагается налогом по сниженной ставке в размере 5%.
В нескольких странах этого региона существуют более широкие возможности освобождения от налогов дохода от инвестиций. В Черногории весь доход от «пассивных» инвестиций освобождается от налога. В
Польше от налога освобождают доход от инвестиций, используемый для общественных нужд. В Венгрии для разных видов НКО используют разные налоговые режимы. Для некоммерческих организаций, не нацеленных на благо всего общества, и для организаций, работающих на благо общества, но не зарегистрированных как таковые, проценты, полученные по банковским депозитам, или дивиденды, полученные по ценным бумагам, освобождаются от налога пропорционально отношению целевой деятельности или деятельности на благо общества к общему доходу. Организации, работающие на благо общества, освобождаются в Венгрии от налога на проценты и дивиденды.
В России, начиная с 2002 г. доходы подобного рода, полученные некоммерческими организациями, считаются доходами, облагаемыми налогом на прибыль по обычной ставке.
В целом конкретные правила зависят от государственной политики в отношении НКО.
В некоторых Странах существуют положения, требующие от НКО ежегодно расходовать определенный процент их дохода, предотвращая тем самым накопление капитала. В Германии, например, накопление капитала каким-либо фондом считается нарушением принципа благотворительности, и фонд обязан, в общем случае, израсходовать весь свой доход, полученный в течение года, - закон запрещает оставлять капитал для обеспечения более крупных инвестиционных проектов. В других странах существуют положения о минимальном распределении, принятые для того, чтобы ресурсы НКО последовательно расходовались на общественные нужды, а не накапливались. В Соединенных Штатах, например, от фондов, требуется каждый год расходовать 5% от чистых инвестированных активов, если фонд не выполняет это условие, с него взимается акцизный сбор[34].
В зависимости от того, насколько правительство поощряет развитие некоммерческого сектора, НКО могут быть предоставлены льготы и по другим налогам (налогам на недвижимость, налогу с продаж, налогу на дарение и наследование и др.). Все страны Центральной и Восточной Европы, кроме Эстонии, освобождают, по крайней мере, некоторые НКО от налогов на недвижимость, включая землю и строения. К странам этой категории относятся Румыния, Словакия и Чешская Республика. В Хорватии от НДС освобождаются религиозные организации и Красный Крест, из системы НДС также выводится большинство национальных гуманитарных организаций. Так же пожертвования в пользу НКО освобождаются от НДС в Болгарии, равно как и некоторые операции (например, импортные операции, связанные с некоторыми видами иностранной помощи). В Литве от НДС освобождаются товары, ввозимые в качестве благотворительной помощи. В Македонии дарение от иностранных жертвователей общественным учреждениям и зарегистрированным гуманитарным организациям освобождается от НДС. В Венгрии и Латвии также освобождаются от НДС товары и услуги, предоставляемые для конкретных общественных нужд.
В Албании большинство организаций облагаются налогом, исключение делается только для некоторых международных организаций, оказывающих помощь при стихийных бедствиях и катастрофах, список таких организаций определяется Советом министров. В Болгарии организация Красного Креста, общественные центры, а так же здания, используемые для некоторых общественных целей (например, музеи), либо освобождаются от этого налога, либо им предоставляются льготы.
Одним из самых сложных вопросов является вопрос об уплате таможенных пошлин. Если даже закон разрешает НКО не платить таможенные пошлины, таможенники обычно склонны не обращать на это внимания, и НКО вынуждены тратить непропорциональные усилия, чтобы заставить руководство таможни следовать закону. В Руанде единственным налоговым преимуществом НКО является освобождение от таможенных пошлин, а также освобождение сотрудников-экспатриантов зарубежных НКО от платы за въезд.
В то же время следует признать, что законы, устанавливающие подобные освобождения для НКО, искушают разного рода мошенников, привлекая их в НКО-сектор именно возможностью беспошлинного прохождения таможни. Очевидно, что наилучшей практикой является освобождение ОПО от уплаты таможенных пошлин при условии справедливого и строгого соблюдения принципов отбора организаций для такого освобождения (сертификация, лицензирование или другие подобные процедуры). Зачастую проблема заключается не столько в отсутствии освобождения от таможенной пошлины, сколько в препятствиях в получении этой льготы. В Индии НКО, желающие получить освобождение от таможенных пошлин на оборудование, ввозимое в качестве пожертвований, должны за шесть месяцев до начала операции обращаться в правительство за разрешением, к тому же правила и процедуры очень жесткие. В Шри-Ланке и на Филиппинах налоговое освобождение от таможенных пошлин и НДС может быть выдано, только если пожертвование сделано в пользу определенного правительственного агентства. Данная процедура обычно изобилует всяческими условностями и требует преодоления многочисленных бюрократических препятствий.
Наилучшей международной практикой с точки зрения стимулирования развития «третьего сектора» и благотворительности является возможность получения разумно ограниченных налоговых льгот для организаций и физических лиц - доноров, направляющих средства в неправительственные организации.
В разумно ограниченных пределах отдельные лица и коммерческие организации должны иметь право на налоговые вычеты или налоговые кредиты на пожертвования, сделанные в пользу НКО.
Очевидно, что размер льгот не может быть слишком велик, поскольку они приводят к прямому снижению дохода государства. В то же время, как показывает опыт, наличие или отсутствие этих льгот не является критическим для развития «третьего сектора». Тем не менее отношение к льготам для доноров является важным показателем отношения государства к благотворительной деятельности и сектору в целом.
В большинстве развитых стран мира, а также стран, стремящихся стать таковыми, государство в явном виде поощряет благотворительную деятельность организаций и граждан путем предоставления налоговых льгот.
Основным определяющим условием получения донором льготы считается характеристика некоммерческой организации - реципиента пожертвования. Обычно донор может претендовать на льготу при пожертвованиях только некоммерческим организациям, признанным общественно полезными, в противовес так называемым взаимно полезным НКО, - т.е. созданным в целях взаимной пользы своих членов (участников). С точки зрения законодательства самое важное при этом - выработать процедуру отнесения НКО к общественно полезным.
В большинстве стран публикуется список НКО, пожертвования, в пользу которых могут привести к получению льготы по налогу для донора. Какая организация или ведомство (в обычном случае это государственная налоговая служба) и каким образом составляет такой список НКО-реципиентов - эти вопросы также решаются по-разному. На практике налоговые службы склонны рассматривать каждую НКО, претендующую на включение в список, в отдельности.