Более того, с Китаем имеется основа для долгосрочного партнерства и в Тихоокеанском бассейне, на Дальнем Востоке, так как китайское руководство не питает иллюзий относительно намерений США, блокирующихся с Японией и Тайванем. Полное прояснение планов пространственного окружения Китая со стороны Сибири и Приморья усилит стремление КНР и России сотрудничать в целях сохранения территориального статус кво.
В целом, таким образом существуют реальные возможности для постепенного формирования системы "континентального согласия" от Центральной Европы до Тихого океана. Если это бу-
дет сделано, Евразия будет ограждена от худших геополитических катаклизмов. Иными словами, даже следование чисто традиционной схеме может существенно улучшить положение России. При этом мы сознательно абстрагируемся от тех возможностей, которые открыты для воздействия на интересы непосредственно самих Соединенных Штатов вследствие пороков, присущих их глобалистской геостратегической концепции. Это особая большая тема.
Вместе с тем Россия не может и не должна ограничиваться применением на практике только старых геостратегических схем.
Суть фундаментальных проблем, с которыми сталкивается Россия, восходит как к пространственным, так и к временным факторам. Новизна ситуации вокруг России и в самой России требует новых подходов. Возможности таких новых подходов возникают, в частности, в рамках новой дисциплины, трактующей проблемы общегосударственной широкомасштабной долгосрочной стратегии в неразрывной связи с базисными понятиями пространства и времени. Речь идет о мета-стратегии, которая может и должна быть поставлена на службу интересам России4.
4 Об основах метастратегии см. подробнее статьи автора "МЭ и МО" № 8, 1996; №11, 1997 и № 6, 1999.