Необходимость налогового контроля также определяется наличием весьма частого уклонения плательщиков от налогообложения. Это явление развивалось параллельно с самим налогообложением и приобрело форму устойчивой закономерности. Существует достаточно большое количество способов ухода от налогов. В итоге государство недополучает порой весьма значительные суммы налоговых платежей.
В последнее время достаточно высоким является процент выявления тех или иных нарушений по результатам контрольных мероприятий. Наиболее действенной мерой по предупреждению роста недоимки является направление требований в адрес налогоплательщиков. Также применяются такие меры по предупреждению роста недоимки как направление инкассовых поручений на счета налогоплательщиков; направление банкам решений о приостановлении операций по счетам недоимщиков; направление в службу судебных приставов постановлений о взыскании налогов за счет имущества должников; арест имущества службой судебных приставов.
Бурное развитие и становление системы налогообложения началось в России с началом радикальных экономических реформ, когда государство отказалось от прямых изъятий внутреннего валового продукта, производимого на основе государственной монополии, и ввело систему обязательных платежей (налогов и сборов) в качестве основного источника финансового обеспечения реализации своих задач и функций. С социологической точки зрения “в налогах… выражается публично-правовая и экономическая связь свободных субъектов, образующих единых социальный организм. Посредством налогообложения частные интересы граждан — налогоплательщиков соединяются, и формируется общий государственный (национальный) интерес”[10].
В настоящее время налоговые доходы бюджетов всех уровней составляют более 90% общего объема доходов, в результате чего налогообложение становится важнейшим элементом распределительно-денежных отношений, организуемых государством и муниципальными образованиями в целях финансового обеспечения собственной деятельности.
Налоговый и бюджетный контроль
В данном разделе мне бы хотелось провести разграничение налогового и бюджетного контроля, как видов финансового контроля. Считаю необходимым провести подобное разграничение ввиду того что два этих понятия похожи, часто путаются, но тем не менее различия есть и в определенной мере от вида проводимого контроля зависит его сущность. Не все отношения по поводу формирования доходов бюджетов опосредуются нормами налогового права. Как совершенно справедливо замечает М. В. Кустова при определении предмета налогового права: “трудно согласиться с мнением авторов, полагающих, что отношения в сфере налогообложения охватывают ту часть финансовых отношений, которая возникает “в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов” в целях реализации его задач. Такой подход неоправданно расширяет сферу влияния налогового права в рамках финансового, позволяя относить к финансовым отношениям неналогового характера лишь “отношения по распределению и использованию” указанных денежных фондов. Действующее законодательство не дает достаточных оснований для включения в предмет налогового права всего спектра отношений по формированию государственных и местных бюджетов”. Анализ законодательной базы позволяет сделать следующий вывод: “предметом налогового права охватывается лишь часть отношений по формированию государством и муниципальными образованиями фондов денежных средств, а именно отношения, связанные с изъятием налоговых платежей. За рамками такого изъятия движение финансовых средств регулируется бюджетным правом”[11].
Такое разграничение предметов налогового и бюджетного права создает основу для рассмотрения всех категорий налогового права с учетом специфики только тех отношений, которые складываются исключительно в рамках организации и осуществления налоговых изъятий в бюджетную систему государства, а в целях настоящего исследования, помимо этого, создает основу для анализа соотношения налогового и бюджетного контроля.
К сожалению, в настоящее время достаточно сложно провести разделение сфер налогового и бюджетного контроля.
Традиционно в экономической научной литературе в состав бюджетного или бюджетно-финансового контроля включается контроль за своевременным поступлением налоговых доходов, за соблюдением налогового и бюджетного законодательства, который осуществляется, в том числе и налоговыми органами. Такая позиция обосновывается тем, что поступление и зачисление налоговых доходов на счета бюджетов является составной частью исполнения бюджетов по доходам.
Попытаемся все-таки определить рамки бюджетного и налогового контроля, обратившись к положениям бюджетного законодательства и подзаконных актов.
Во-первых, Бюджетный кодекс не содержит термина “бюджетный контроль”, а устанавливает нормы, регулирующие государственный и муниципальный финансовый контроль. Тем не менее, категория бюджетного контроля для целей бюджетного законодательства является более точной, нежели категория финансового контроля, которая традиционно понимается в довольно широком смысле.
Итак, Бюджетный кодекс устанавливает, что финансовый контроль за исполнением бюджетов, в том числе по доходам, осуществляется на федеральном уровне Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. То есть налоговым или таможенным органам Бюджетный кодекс не предоставляет полномочий по осуществлению бюджетного контроля.
Во-вторых, определенный интерес представляет положение о том, что органы федерального казначейства по результатам бюджетного контроля взыскивают пени с банков за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, во всех случаях, за исключением тех, которые предусмотрены налоговым законодательством.
Кроме того, в пункте 46 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28 февраля 2002 г. № 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” содержится аналогичное положение, предусматривающее, в частности, что налоговое законодательство является специальным по отношению к бюджетному законодательству.
В-третьих, разграничение между бюджетным и налоговым контролем можно провести по составу информации предоставляемой ими относительно друг друга. В частности, налоговые органы передают в органы федерального казначейства информацию о налогоплательщиках, о предоставленных налоговых льготах, о необходимости возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов и сборов и другую информацию, которая может быть получена только в результате осуществления мероприятий налогового контроля. В свою очередь органы федерального казначейства, осуществляющие бюджетный контроль, передают налоговым органам информацию о поступлении доходов на счета бюджетов.
Резюмируя изложенное, учитывая определение сферы общественных отношений, составляющих предмет налогового права, можно предложить следующую концепцию разграничения бюджетного и налогового контроля. Приведенные выше положения, касающиеся применения мер ответственности к кредитным организациям по результатам соответствующего вида контрольной деятельности, позволяют предположить, что налоговый контроль будет осуществляться в сфере отношений, складывающихся в процессе уплаты налогов и сборов, вплоть до момента зачисления налоговых доходов на счета бюджетов, т. е. охватывать все действия банков по исполнению ими платежных поручений налогоплательщиков, в то время как бюджетный контроль в отношении налоговых доходов, осуществляемый финансовыми органами, будет выражаться лишь в учете поступлений налоговых доходов на основе поступающих к ним расчетных документов налогоплательщиков, а также в контроле за возвратом на основе решений налоговых органов излишне уплаченных сумм налогов и сборов. При этом как налоговые, так и финансовые органы будут проводить контроль только в тех формах и с применением тех методов, которые определены для них налоговым или бюджетным законодательством соответственно, не имея возможности выходить за рамки своих полномочий и применять процедуры того вида контроля, который они не вправе осуществлять.
Определив рамки отношений, складывающихся в налоговой сфере, необходимо отметить ряд качественных характеристик, обусловливающих их различную природу и имеющих важное значение для понимания сущности той части отношений, которые складываются в процессе налогового контроля. Естественно, что центральное место в системе налоговых отношений занимают отношения, имеющие имущественный характер и непосредственно связанные с осуществлением налоговых платежей обязанными лицами. Однако существование данных имущественных отношений самих по себе без управляющего воздействия на них со стороны государства является невозможным. Для обеспечения надлежащего исполнения своих обязанностей по уплате налоговых платежей налогоплательщики и другие обязанные лица вынуждены вступать в отношения, лишенные непосредственно имущественного характера. В частности, отношения, связанные с учетом налогоплательщиков, проведением налоговыми органами контрольных проверок, имеют четко выраженную административно-правовую природу, поскольку возникают в сфере управленческой, а точнее — контрольной деятельности органов исполнительной власти, и лишены непосредственного денежного распределительного содержания. Наличие подобного рода организационных налоговых отношений определяется интересом государства, связанным с обеспечением получения своевременно и в полном объеме предназначенных ему налоговых платежей. Таким образом, поддерживая точку зрения М. В. Кустовой, можно утверждать, что управленческая деятельность налоговых, а в ряде случаев и иных государственных исполнительных органов становится неотъемлемым элементом в механизме налогообложения, обеспечивающим эффективность его функционирования. В связи с этим в предмет налогового права должны быть включены связанные с этой деятельностью организационные налоговые отношения, несмотря на то, что они лишены непосредственного имущественного содержания.