До некоторых пор предполагалось, что оба эти рынка можно охватить одновременно. Параллельно шли процессы формирования платежной системы и денежного оборота, и приватизации. Однако на практике развитие денежного рынка сильно опережало развитие рынка капитала.
В денежной системе происходило формирование внутренней платежной системы. Этот процесс не закончен, так как утвердившаяся система внутренних платежей не является оптимальной. Поэтому процесс развития денежной системы будет продолжаться.
Формирование платежной системы было неразрывно связано с развитием коммерческих банков и разрушением монополии государства на обслуживание денежного обращения, а, следовательно, и полного контроля за денежной массой.
В то же время отрабатывались рыночные методы контроля за денежной массой и денежным обращением.
Дефицит денежных средств был в большей степени обусловлен ростом потребления импортируемой продукции, обслуживание которой преимущественно возлагалось на частные предприятия без первоначального капитала. Частные лица, большинство из которых было занято в государственном секторе являлись источником этого капитала, который перенаправлялся через банки. В конечном итоге переход от государственной собственности к частной проявился прежде всего в перераспределении государственных средств через торговлю и банки определенной группе частных лиц.
Преимущественной оставалась ориентация на внутренний капитал. Ориентация на максимальное использование внутренних ресурсов страны для подъема экономики имеет важное макроэкономическое значение, так как создает более устойчивую и прогнозируемую ситуацию на рынке капитала, хотя это и более трудный путь по сравнению с привлечением зарубежного капитала с точки зрения обеспечения ликвидности рынка. Кроме того полноценное использование внутренних ресурсов позволяет сохранить контроль государства над экономическими процессами, развить те сферы, которые выгодны с точки зрения местной экономики.
На финансовом рынке можно выделить рынки: капитала, банковского кредита, депозитов.
На рынке капитала предметом сделок являются долгосрочные ценные бумаги, а объектами – население и коммерческие банки.
На рынке банковского кредита коммерческие банки предоставляют населению кратко-, средне- и долгосрочные кредиты по ставке, дифференцированной по срокам предоставления кредита.
На рынке депозитов население предоставляет коммерческим банкам кредит по ставке, дифференцированной по срокам.
На рынке денег Центрального Банка, коммерческие банки берут краткосрочные кредиты у ЦБ или друг у друга, причём объектом сделок являются только деньги ЦБ.
Коммерческий банк может пополнить свои резервы в ЦБ тремя путями:
· взять кредит в ЦБ по дисконтной ставке процента;
· взять кредит у другого коммерческого банка по рыночной ставке процента;
· продать на открытом рынке ценных бумаг краткосрочные ценные бумаги правительства (казначейские векселя), теряя тем самым доход на них: в данном случае средняя норма доходности выступает в роли процентной ставки кредита.
Все кредитные рынки оказываются взаимосвязанными в следствие того, что коммерческие банки, стремясь к максимизации прибыли, выступают на каждом из них в качестве продавца или покупателя в зависимости от сложившейся конъюнктуры. Взаимодействие отдельных кредитных рынков приводит к возникновению упорядоченной структуры процентных ставок. "Изменение процентной ставки на одном из кредитных рынков повлечёт за собой корректировку цены кредита на других рынках."
В России, как и в развитых странах, главным институтом в системе финансового рынка остаются банки.
1.2 Тенденции развития финансовых рынков
Значение финансовых рынков в мировой экономике трудно переоценить: финансовый рынок на сегодняшний момент стал неотъемлемым элементом рыночного механизма распределения ресурсов: непосредственно – денежных и кредитных средств, опосредовано – всех прочих видов товаров и услуг.
Одной из наиболее существенных характеристик современного финансового рынка является его глобальный характер. Феномен "глобализации" экономики, и как следствие – финансовых рынков, характеризуют ситуацию, сложившуюся после начала трансформационных процессов в странах бывшего социалистического лагеря, когда почти все государства оказались взаимосвязаны посредством активизации внешней торговли, роста объемов прямых инвестиций. Трансграничные потоки капиталов оказались встроенными в сложную международную систему, и нарушение существующего статус-кво может повлечь за собой трудно предсказуемые последствия для мировой финансовой системы в целом.
Финансовая глобализация занимает центральное место в дискуссиях о глобализации, в которых можно констатировать наличие двух полюсных оценок, касающихся оценки будущей ситуации на мировых финансовых рынках: начиная от "хаотичной" глобализации и кончая созданием некой "управляемой системы". Однако "независимо от столь противоречивых прогнозов учёные едины в том, что с 80-х годов происходит становление новой конфигурации мировой экономики – а именно переход от регулируемой государствами системы (Бреттон-Вуд) к системе, регулируемой непосредственно рынками"
У системы, непосредственно регулируемой рынками, есть целый ряд преимуществ. Например, наличие возможности для инвесторов гибко отреагировать на изменения курсов валют и процентных ставок. Это создало возможность для инвесторов хотя бы косвенно влиять на правительственную инфляционную политику, налоговую дисциплину и политику увеличения государственной задолженности вследствие данного обстоятельства в последнее время целью экономической структурной политики государств все чаще является создание адекватных рыночных условий для увеличения благосостояния и материального благополучия членов общества. Одновременно появляется и относительная невосприимчивость глобальной экономической системы к экономическим стратегиям отдельных национальных государств. Это проявилось в многократном увеличении межотраслевых денежных потоков, направление которых резко изменилось в зависимости от доходности ценных бумаг и других финансовых инструментов, динамики курсов валют.
Пространственная интеграция финансовых рынков отдельных стран стимулировалась в первую очередь процессами либерализации мировых экономических отношений, а также снижением коммуникационных расходов, которое стало возможным благодаря технической революции. Международный характер современных финансовых кризисов обусловлен распространением транснациональной финансово-хозяйственной деятельности практически на все страны и регионы независимо от их подготовленности к осуществлению взаимовыгодного и равноправного участия в данной новой для них системе экономических взаимоотношений.
Спекулятивная деятельность в кредитно-финансовой сфере рассматривается как основной детонатор экономических кризисов. Отмечается рост объемов трансграничного перетока преимущественно "горячих" денег. Игры на изменении валютных курсов еще более усугубили разрыв между богатыми и бедными.
По подсчетам МВФ в постбреттонвудский период в мире произошло около 160 валютных и более 50 банковских кризисов, наиболее тяжелые из которых пришлись на развивающиеся страны.
Неподготовленность развивающихся стран к полноценной интеграции в международные финансовые трансакции была обусловлена целым рядом причин. В частности - неэффективностью государственной налоговой политики при значительном бюджетном дефиците, валютными проблемами, связанными с дефицитом платежного баланса по текущим операциям, зависимостью экономики от экспортных отраслей и успеха укрепления национальных валют, и как следствие –от притока иностранного капитала. Допуск нерезидентов ,операции которых в основном носили краткосрочный спекулятивный характер, на внутренний рынок государственного долга и их активное участие в операциях с внешними государственными обязательствами не могло не ослабить контроль за развитием ситуации со стороны государств и местных ЦБ. Всё это усугубилось слабостью и нестабильностью местных финансовых институтов, обремененных долгами предприятий.
Кризис в Юго-Восточной Азии отразился на финансовых рынках целого ряда государств Латинской Америки, Восточной Европы и России. Значительное снижение курсов акций пережили рынки США, Японии, Западной Европы. Таким образом, оптимизация финансовых потоков, во многом связанная с " переизбытком" финансовых ресурсов в развитых странах усилила спекулятивный фактор (движение "горячих" денег) повысило вероятность кризисов ликвидности в отдельных странах, последствия которых, однако, носят отнюдь не локальный характер.
Ситуация на финансовых рынках в последнее время поставила перед многими странами необходимость переосмысления роли таких инструментов денежной политики, как регулирование денежной массы, установление минимальных резервов для коммерческих банков, а также политики изменения процентных ставок. На новом качественном уровне ставится вопросы координации международной бюджетной и денежной политики, а также создание инструментов для противодействия негативному влиянию мировых финансовых рынков.
Усиление роли финансовых рынков в последнее время, их достаточно самостоятельное функционирование при отсутствии адекватного механизма регулирования, остро поставили проблему оценки потенциала роста финансового рынка. Границы финансового рынка могут быть заданны при помощи следующих параметров:
Число активных субъектов финансового рынка будет изменяться лишь в незначительной степени. Это объясняется тем, что для образования новых финансовых институтов, способных оказать влияние на ситуацию на рынке, потребуется либо нестандартное ноу-хау, либо огромный объём инвестиционных ресурсов. Одновременно, банки и страховые компании смогут достаточно беспрепятственно проникнуть на рынки других стран, образуя филиалы, дочерние компании и прибегая к сетевому обслуживанию.