MD – денежная масса,
MD1– перемещение денежной массы,
MS – предложение денег
Рис. 1. Жесткая денежная (монетарная) политика
В этом случае увеличение спроса на деньги вызовет рост процентной ставки (цены денег), что отрицательно скажется на инвестиционной активности предпринимательского сектора. Подобная денежная политика Центрального банка носит название жесткой монетарной политики с «дорогими» деньгами.
Если в стране необходимо создать благоприятные условия для инвестирования, то Центральный банк будет вынужден пожертвовать стабильностью денежной массы и станет контролировать уровень процентной ставки, не давая ему расти под влиянием спроса на деньги.
Такая денежная политика носит название гибкой монетарной политики, в основе которой лежат «дешевые» деньги (рис. 2).
%MD
0 денежная масса
MD – денежная масса,
MD1– перемещение денежной массы,
MS – предложение денег
Рис. 2. Гибкая денежная (монетарная) политика
Если в стране ставится задача поддержки развития экономики или компенсируется замедление денежного оборота, то допускается одновременный рост денежной массы и процентной ставки.
Такую компромиссную политику принято называть промежуточной монетарной политикой.
[Фишер (1993:49) считает, что выбор Центральным банком той или иной политики в предложении денег зависит от причин, породивших изменения в спросе на деньги].
Совокупные спрос и предложение встречаются на рынке благ, формируя равновесную ситуацию: AD = AS. В самом общем виде кривая AD пересекает AS на участке II, образуя равновесный объем национального производства (ВНП) и равновесную цену РЕ.
Эта ситуация описывается графиком (рис. 3).
Р AS РЕ ЕAD
у
уЕ
Рис. 3. Равновесие на рынке благ
Различные взгляды на кривую AS в коротком периоде приводят монетаристов и кейнсианцев к противоположной оценке макроэкономического равновесия на рынке благ. Представители монетаристской школы считают, что в условиях гибкости цен, зарплаты, процентной ставки они способны расти и сокращаться под влиянием спроса и предложения. В результате снижение AD не приводит к сокращению объема национального производства, а только изменяет цены. Отсюда делается вывод о том, что свободное ценообразование способно само, без всякого вмешательства государства, установить равновесие на рынке благ (рис. 4).
Р ASAD
РЕ1 Е1 AD1у у (ВНП)
Рис. 4. Монетаристская трактовка равновесия на рынке благ
Представители кейнсианской школы не признают такой оценки равновесия и предлагают свою: совокупное предложение AS лишь в длительном периоде имеет вертикальный вид, а в коротком — принимает горизонтальный: в экономике постоянно существуют незадействованные ресурсы (в том числе безработица), а цены и зарплата не являются гибкими, так как зафиксированы в договорах поставок продукции, закупленном сырье и оборудовании, заключенных трудовых соглашениях с работниками на длительный период (месяцы и годы) и т.д. (рис. 5).
AD
AD1
уЕ1 уЕ у (ВНП)Рис. 5. Кейсианская трактовка равновесия на рынке благ
[Попов (2000:57) отмечает, что сокращение совокупного спроса AD ведет к сокращению объемов национального производства у (ВНП), поэтому, чтобы не допустить спада или даже кризиса в экономике, необходимо вмешательство государства с целью поддержки достаточного уровня совокупного спроса AD].
Классическая кривая совокупного предложения основана на предположении о том, что имеет место симметричная информация и все цены, включая номинальную заработную плату, являются абсолютно гибкими, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В результате рынок труда всегда находиться в равновесии и всегда существует полная занятость рабочей силы. Как же при таких предпосылках будет выглядеть кривая совокупного предложения, связывающая выпуск с уровнем цен.
Рассмотрим некий исходный уровень цен P0. При этом уровне цен на рынке труда будет достигнуто равновесие, если номинальная зарплата w0 будет такова, что реальная зарплата w0/P0 будет равна равновесной реальной заработной плате (w/P), а занятость при этом будет равна L и, таким образом, уровню цен P0 будет соответствовать выпуск при полной занятости, который мы обозначаем через Yf.e. Если уровень цен возрастет до P1, то соответствующим образом изменится номинальная зарплата, а реальная заработная плата останется равной (w/P). В результате, по-прежнему, будет иметь место полная занятость, и выпуск останется прежним. Таким образом, мы получаем вертикальную кривую совокупного предложения (рис. 6), причем эта кривая имеет место одновременно в краткосрочном и долгосрочном периодах.
РYf.e
Рис. 6. Классическая кривая совокупного предложения
Итак, согласно классической теории, кривая совокупного предложения вертикальна.
Современная классическая теория подходит к вопросу о функционировании рынка труда несколько иначе. Неоклассики, по-прежнему, считают цены абсолютно гибкими, однако допускают наличие асимметричной информации в краткосрочном периоде. Итак, предположим, что фирмы, выбирая уровень занятости, ориентируются на действительный уровень цен данного периода, а рабочие не обладают этой информацией и их выбор предложения труда базируется лишь на ожидаемом уровне цен. В результате мы должны модифицировать графическое представление равновесия на рынке труда, поскольку агенты могут ориентироваться на разные уровни цен.
Изобразим кривые спроса и предложения труда, как функции от номинальной, а не реальной заработной платы. В этом случае кривая спроса на труд представляет произведение уровня цен на предельный продукт труда, и будет сдвигаться вверх/вниз при росте/падении уровня цен. Местоположение кривой предложения труда определяется ожидаемым уровнем цен. Так, рост ожидаемого уровня цен будет сдвигать эту кривую вверх и наоборот. Предположим, что в рассматриваемом периоде ожидаемый уровень цен (Pехр) совпал с реальным уровнем цен P0. В этом случае равновесие будет совпадать с равновесием в модели с симметричной информацией, и занятость будет равна L, а выпуск – Yf.e.
Что же произойдет, если в действительности уровень цен окажется выше ожидаемого рабочими: P1> Pexp=P0. Кривая предложения останется на месте, а кривая спроса на труд сдвинется вверх, в результате, мы наблюдаем рост номинальной заработной платы и рост занятости.
Как же в результате изменилась реальная заработная плата? Очевидно, что она упала: w’/P1<w0/P0 (в противном случае величина спроса на труд не могла бы возрасти). Возникает вопрос, как возможен рост равновесной величины занятости, то есть, почему рабочие соглашаются работать больше при меньшей реальной заработной плате?
Этот парадокс объясняется асимметричной информацией. Рабочие наблюдают рост номинальной заработной платы, но не осознают, что при этом увеличился и уровень цен, поскольку они не могут наблюдать его в краткосрочном периоде и при принятии решений ориентируются лишь на ожидаемый уровень цен. В результате повышение номинальной заработной платы выступает для рабочих как повышение ожидаемой реальной заработной платы, что приводит к росту предложения труда и занятости в целом. Рост занятости, в свою очередь, означает рост выпуска, что дает кривую предложения с положительной зависимостью между выпуском и уровнем цен.