В случае продажи недвижимости без земельного участка права общей долевой собственности продавца и покупателя на земельный участок не возникает. Покупатель становится самостоятельным собственником участка, занятого недвижимостью и необходимого для ее использования, в соответствии с п.2 ст.552 ГК РФ.
Содержащийся в ст.35 ЗК РФ запрет на продажу земельного участка без продажи находящейся на нем недвижимости объясним, когда участок неделим. Если же площадь участка позволяет выделить из него самостоятельный участок, то запрет, по нашему мнению, следует рассматривать как неосновательное ограничение права распоряжения собственником принадлежащим ему имуществом. При делимости участка часть его, не занятая зданием, строением и сооружением, становится самостоятельным и индивидуально-определенным объектом гражданского оборота при условии выделения и оформления этой части в виде самостоятельного земельного участка.
Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, определяются, в зависимости от цели предоставления, субъектами РФ либо органами местного самоуправления.
К.И. Скловский справедливо заметил, что решение о разделе участка может принять только собственник. "Иные лица таких решений принимать не могут. Их соучастие в решении собственника является недопустимым, так как вступает в конфликт с ведущим правилом об исключительности собственности и юридически ничтожно" [5]. Возможность раздела участка и желание собственника его произвести исключают необходимость в образовании права общей собственности.
В собственности нескольких лиц может оказаться земельный участок, размеры которого, его положение на местности либо разрешенное использование не допускают раздела, т.е. он является неделимым. В отношении таких участков Конституционный Суд РФ в своем Определении от 5 марта 2004 г. N 82-О указал, что неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом. Следовательно, на неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности. [6]
Представляет интерес вопрос о признании части земельного участка в качестве самостоятельного объекта вещных и обязательственных отношений. В литературе по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Так, в учебнике "Земельное право России" Б.В. Ерофеева части земельных участков не названы ни в качестве объектов права земельной собственности, ни в качестве объектов правоотношений по использованию земли. И к тем и к другим Б.В. Ерофеев относит земельные участки и земельные доли. [7] Не названы части земельного участка как объекты правоотношений и Ю.Г. Жариковым. [8] По мнению И. Плотниковой, часть земельного участка может быть объектом обязательственных, но не вещных прав. [9]
Однако ЗК РФ (ст.6, 35 и др.) называет, а ГК РФ (ст.552, 652, 653 и др.) называл части земельного участка в качестве объекта правоотношений и земельно-правовых, и гражданско-правовых.
Федеральным законом N 118-ФЗ из указанных статей ГК РФ понятие "часть земельного участка" исключено. В качестве объекта правоотношений ГК РФ называет только земельный участок. Но в ЗК РФ это понятие сохраняется. Считаем, что нормы ЗК РФ следует привести в соответствие с положениями ГК РФ.
Итак, часть земельного участка не может быть самостоятельным объектом правоотношений, в том числе отношений права общей собственности. Объектом общей собственности является не часть земельного участка, а доля в праве собственности на него и доля в его стоимости.
Основанием возникновения права общей долевой собственности на земельный участок является наследование его по закону или по завещанию. К наследованию земельных участков применяются общие правила части третьей ГК РФ.
В законодательстве не установлено особых правил для наследования недвижимого имущества вообще, однако для наследования земельных участков некоторые правила установлены.
Проблемы, возникающие при наследовании недвижимости, в равной мере касаются и наследования земли. Одной из них является ситуация, когда наследодатель при жизни не оформил права собственности на земельный участок (государственная регистрация наследуемого имущества). Отсутствие регистрации дает нотариусу право отказать в выдаче свидетельства о праве на наследство. В таких случаях наследники обращаются в суд с иском о признании права собственности умершего на недвижимое имущество. Решение суда является основанием для регистрации права собственности наследников.
Однако и в этом случае возникают определенные технические сложности, которые заключаются в том, что государственная регистрация осуществляется на основании заявления собственника. Но в силу естественных причин наследодатель подать заявление не может. Соответственно, государственная регистрация в отношении прав умершего наследодателя не может быть осуществлена. Однако тем не менее государственная регистрация прав наследника в отношении наследуемого имущества производится на основании решения суда без государственной регистрации прав.
В случае надлежащего оформления права собственности наследодателя принадлежавший ему земельный участок включается в состав наследственного имущества и переходит в собственность наследников. На принятие наследства, в состав которого входит земельный участок, специального разрешения не требуется (ст.1181 ГК РФ).
Что касается особенностей наследования земельных участков, установленных ГК РФ, то они имеют значение в том случае, когда имущество наследодателя наследует не один наследник, а два или несколько, а также в случае, когда наследуемый земельный участок является неделимым.
Унаследованный участок становится общей долевой собственностью наследников, однако если размер участка позволяет, он может быть разделен между наследниками.
При невозможности раздела земельный участок согласно п.2 ст.1182 ГК РФ переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого участка. Остальные наследники имеют право на денежную компенсацию со стороны того, кто получил участок.
Если никто из наследников не имеет преимущественного права на получение земельного участка или не воспользовался этим правом, участок становится общей долевой собственностью наследников. Владение, пользование и распоряжение таким участком осуществляется согласно правилам гл.16 ГК РФ. При этом следует отметить, что распорядиться участком путем выделения из него доли наследники не могут. Они вправе установить порядок пользования участком, а в случае разногласий любой из них вправе обратиться в суд с иском об определении порядка пользования участком.
Участниками права общей долевой собственности могут быть не только граждане, но и юридические лица, а также муниципальные образования.
До вступления в силу ЗК РФ юридические лица имели на используемые ими земельные участки, как правило, право постоянного (бессрочного) пользования. Но ст.3 Федерального закона N 137-ФЗ обязала юридических лиц, за исключением указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 г. в соответствии с правилами ст.36 ЗК РФ.
Со дня введения в действие ЗК РФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте (п.7 ст.3 Федерального закона N 137-ФЗ).
Президиум ВАС РФ, рассматривая в порядке надзора спор по делу N А19-4030/04-48, в Постановлении от 5 июля 2005 г. N 15524/04 указал, что право на приватизацию земельного участка в силу ст.36 ЗК РФ принадлежит только собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке. [10] Но известно, что расположенные на одном неделимом земельном участке здания, строения и сооружения могут находиться в собственности не одного, а нескольких юридических лиц. Статья 36 ЗК РФ разрешает в этом случае собственникам строений заключать договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора либо приобрести участок в общую долевую собственность. И в том и в другом случае для приобретения права на земельный участок собственники зданий и строений совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты.
Между тем на практике такая процедура оказывается часто трудновыполнимой. Даже двум собственникам строений иногда сложно достичь согласия в вопросе о том, какое право приобретать: право аренды или право собственности. Еще сложнее разрешить вопрос, когда собственников более двух. Поэтому заслуживает внимания предложение К. Скловского о необходимости такого толкования ст.36 ЗК РФ, которое позволило бы собственнику здания, сооружения, строения, помещения устанавливать своим личным заявлением (без множественности на стороне заявителя) право общей долевой собственности на земельный участок в порядке приватизации. Иначе обязательно будут возникать юридические тупики. [11]
Данная позиция разумна и целесообразна.
Однако судебная практика рассматривает предусмотренный п.5 ст.36 ЗК РФ порядок оформления права общей собственности единственно возможным. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 июля 2004 г. N 3934/04 сказано: "Другой порядок приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие земельные участки. Поскольку спорный земельный участок неделим, а находящееся на нем здание принадлежит нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением либо создание товарищества собственников жилья и регистрация кондоминиума" [12]. Президиум признал законным решение об отказе в удовлетворении исков, основанных на единоличных обращениях с требованием об оформлении права собственности на участок.