Оценка роли и финансов организаций малого и среднего бизнеса может быть дана с разных позиций, в том числе социально-экономической (общенациональной) и фискальной (ведомственной), между которыми возможно как единство, так и противоречие, причем весьма существенное.
Налоговые органы заинтересованы в максимальном поступлении доходов в бюджет. Неслучайно министр финансов РФ постоянно отмечает, что проблема инфляции относится не к Министерству финансов, а к ЦБ РФ или МЭР РФ.
С общенациональной социально-экономической точки зрения, малый и средний бизнес обеспечивает:
– создание рабочих мест с достойной оплатой труда для значительной части населения;
– производство внутреннего валового продукта в виде заработной платы, косвенных налогов и возможной прибыли;
– формирование среднего класса;
– быструю реализацию новаций;
– реализацию непосредственных интересов широких масс населения.
По сравнению с крупным бизнесом, средний и малый бизнес имеет три бесспорных преимущества. Во-первых, предприниматель инвестирует свои средства и, как правило, лично занимается продуктивной деятельностью вплоть до работы на собственном автомобиле без водителя. Отсюда он может получать заработную плату как руководитель и как водитель при отсутствии прибыли организации. Во-вторых, он лучше знает финансовые возможности и запросы широких масс населения. В-третьих, он непосредственно контактирует с потребителями.
Именно поэтому во всем мире (США, Европа, Япония) средний и малый бизнес, в котором занято от 50 до 70% трудоспособного населения, составляет социально-экономический фундамент общества. Если малые и средние организации платят работникам заработную плату, а в бюджет – косвенные налоги, то для страны это хорошо. Также нормально и то, что их четвертая часть в большинстве стран терпят банкротство, не выдержав рыночной конъюнктуры или по каким-либо производственным причинам. Но очень плохо для государства, когда причиной разорения массы энергичных, начинающих предпринимателей становятся узковедомственные интересы.
На практике с предприятиями малого и среднего бизнеса ведется неформальная борьба на разных фронтах: через повышение тарифов аренды, предъявление многочисленных претензий к объектам (торговли, строительства), закрытие рынков, а также через неформальную бюрократизацию и коррумпирование всего процесса предпринимательской деятельности. Идет скрытый интенсивный процесс монополизации сферы обслуживания. В частности, долю открытых рынков в России предполагается сократить с 43% в 2006 г. до 15% в 2010 г. и соответственно увеличить долю гипермаркетов, что приведет к росту цен на потребительские товары.
3. В научной литературе и ряде государственных программ в качестве естественного регулятора движения цен называется рынок как независимый, объективный механизм. Данное положение представляется несколько затеоретизированным, так как рынок – всегда органическое единство объективного и субъективного. Любая цена в конечном счете – это результат субъективного соглашения продавца и покупателя. При этом ценовой договор выступает результатом предварительных соглашений между отдельными продавцами и отдельными покупателями. В результате современный рынок становится организованной системой, включающей три вида борьбы за наиболее выгодную цену: 1) среди продавцов, 2) между покупателями, 3) между продавцами и покупателями. Их результатом служат повсеместные сговоры (или заговоры) продавцов с целью повышения цен.
Общеизвестны бензиновые сговоры. Самыми частыми нарушителями антимонопольного законодательства являются «Роснефть», «ЛукОЙЛ», «Газпром нефть». На Дальнем Востоке, в Сибири, по сообщению ФАС, выявлены картельные сговоры на рынке нефтепродуктов.
Однако довести факт ценового сговора до наложения штрафных санкций так же трудно, как и решить известную проблему «откатов». Для предотвращения негативных последствий ценовых сговоров в странах создаются государственные антимонопольные организации, эффективность деятельности которых неодинакова, например в России она оставляет желать много лучшего.
4. Важнейшим принципом и возможностью деятельности государства в условиях рыночной экономики является проведение антиинфляционной политики путем сдерживания роста цен.
Руководство России придерживается иной позиции. 6 апреля планы тарифов на газ и электроэнергию, вопреки заявлениям полугодовой давности, пересмотрены в сторону существенного повышения. На 2008–2010 годы запланировано увеличение тарифов на электроэнергию, газ, ЖКХ, железнодорожный транспорт примерно в 2 раза. Это мероприятие – закономерный результат, прогнозируемый еще при разработке приватизационной реформы в энергетике.
Непопулярное, в корне противоречащие антиинфляционной политике, решение принято в результате неформального лоббирования отечественных и зарубежных собственников энергетических предприятий, а также в качестве условия вступления России в ВТО.
К сожалению, решение об увеличении тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий принято без учета легко просчитываемых следующих последствий:
– ежегодный рост цен на все товары минимум на 25–30%;
– снижение рентабельности предпринимательской деятельности во всех сферах экономики, кроме энергетического комплекса, с соответствующим банкротством малых и средних организаций;
– падение спроса на отечественную энергоемкую бытовую технику, быстрый рост хищений товаров и услуг топливно-энергетического комплекса;
– увеличение бюджетных расходов на энергоносители в государственных учреждениях (особенно оборона, МЧС и т.д.);
– рост бюджетных поступлений от инфляционных процессов.
Удвоение тарифов на газ и электроэнергию при сохранении затрат на производство автоматически увеличивает доходы собственников (миллиардеров) в 4 раза и государства в 5 раз.
Ссылки на низкую оплату труда в данных сферах представляются неуместными, поскольку в марте 2009 г. среднемесячная заработная плата превышала общегосударственную в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых –в 2.4 раза, в производстве, передаче и распределении электроэнергии – в 1.5 раза, в транспортировке по трубопроводам – в 3.1 раза. При этом только за три месяца она выросла в добыче топливно-энергетических ресурсов на 13.1%, в транспортировке по трубам – на 74.3%.
Главное негативное последствие повышения тарифов на товары и услуги естественных монополий – это почти автоматическое повышение себестоимости производства и с месячным лагом цен всех товаров и услуг1, приводящее к утрате конкурентоспособности экономики России, а после вступления в ВТО и открытия беспошлинных границ – не только к всеобщему нарушению эффективности социально-экономических коммуникаций и краху многих сфер экономики, но и к возможному распаду страны.
Россия будет в состоянии оплачивать потребляемые товары и услуги только своими природными богатствами: дарами топливно-энергетического комплекса, землей, лесами, реками, озерами и т.п.
Данный процесс уже начался и наглядно наблюдается в сельской местности, банковской сфере, г. Москве, а также отдельных отраслях промышленности. Крестьяне для элементарного существования вынуждены по бросовым ценам продавать свои земельные паи крупным организациям или состоятельной категории городского населения. Итог – окончательное крушение сельского хозяйства.
Крайне негативное влияние дешевой зарубежной банковской и страховой деятельности давно поняли и просчитали отечественные банкиры и страховщики, категорически выступающие против свободного доступа иностранных банков и страховых компаний на территорию страны при вступлении в ВТО. Низкие проценты и эффективные кредитные ставки зарубежных банков вызовут быстрое банкротство многих отечественных кредитных учреждений.
Москва стала самым дорогим городом мира. Бедные и малообеспеченные жители Москвы после фискального решения проблемы неформального арендного рынка недвижимости (взимания налога на имущество по рыночной стоимости и легализации доходов от аренды) не смогут жить в Москве (приобретать жилье, получать медицинское обеспечение, соответствующее образование) и вынуждены будут ее покинуть. С повышением цен дороговизна жизни распространится по всей Европейской части России, выжившие малообеспеченные поедут в Сибирь и другие страны.
Последовательное проведение современной политики тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий вызовет исключительно негативные социальные последствия, в том числе:
– относительное обнищание большей массы населения и дальнейшее усиление дифференциации бедных и богатых, с одной стороны, и отраслей, сфер и регионов экономики – с другой;
– утечку обычной рабочей силы и снижение численности населения;
– резкое обострение социально-экономической напряженности в стране.
К первым признакам указанных последствий можно отнести волнения автомобилистов, рыбаков в Европе и России, бедствия от удорожания продуктов питания в Африке, поджоги автомобилей и т.д. и т.п. В их основе лежит ошибочная, близорукая финансовая политика соответствующих ведомств.
5. Влияние денежной политики государства на инфляцию – сложная и многогранная проблема, требующая специального рассмотрения.
С учетом всего вышесказанного, для стабилизации и обеспечения уровня инфляции в рамках 8–10% годовых и развития малого и среднего бизнеса в России представляется необходимым осуществление следующих мероприятий.
1. Приостановление проведения жесткого курса на резкое осветление зарплаты, несмотря на то, что в конвертах до сих пор выплачивается почти треть оплаты труда.
2. Радикальное изменение борьбы с убыточным, нулевым и малорентабельным малым и средним бизнесом путем замены жесткой налоговой политики на курс реальной поддержки.