Смекни!
smekni.com

Совершенствование налоговой системы Российской (стр. 6 из 12)

Эта статья Гражданского кодекса РФпредусматривает конфискацию всего полученного по сделке в доход государства, если сделка совершена с целью, про­тивной основам правопорядка и нравственности. КС РФв Определении от 08.06.2004 N 226-0 одобрил применение этой статьи к сделкам, направленным на уклонение от уплаты налогов. Таким образом, сложилась ситуация, когда законо­датель устанавливает за умышленное уклонение от уплаты налогов санкцию в размере 40% от неуплаченной суммы налога, а КС РФсчитает возможным приме­нить конфискацию всей суммы сделки, а не только налога, пени и штрафа в 40% от суммы налога.

Другой пример расширения возможностей применения санкций к налогопла­тельщикам содержится в Постановлении КС РФот 14.07.2005 N 9-П. Суд признал, что срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности, установ­ленный НК РФ (3 года), может быть продлен, если будет установлено, что налого­плательщик препятствовал налоговому контролю. Таким образом, КС РФ факти­чески поддержал позицию, что к недобросовестным налогоплательщикам не при­меняются сроки давности привлечения к ответственности.

Ориентация выводов КС РФ на защиту интересов государства в ущерб правам налогоплательщиков нашла свое отражение и в следующем. КС РФ в противоре­чии с нормами НК РФ неоднократно признавал, что правовое регулирование сбо­ров может осуществляться не законом, а исполнительной властью. Упорядочение выездных налоговых проверок по срокам и процедурам, которое произошло в час­ти первой НК РФ в 1999 году, было во многом нивелировано позицией КС РФ о возможности приостановления выездных налоговых проверок на неопределенный срок. Суд также подверг пересмотру установленное в статье 5 НК РФ ограничение возможности произвольно менять режим налогообложения в пределах налогового периода. Наконец, КС РФ сформулировал ограничения права на возврат излишне уплаченных косвенных налогов, хотя в тексте статьи 78 НК РФ такого ограниче­ния не содержится.

Еще одно проявление доминирования публичных интересов над интересами налогоплательщиков - практика налоговых органов, согласно которой ответствен­ность за возможные неправомерные действия возлагается на контрагентов налого­плательщика. Так, при неуплате НДС в бюджет поставщиком налогоплательщика весьма вероятна трактовка налогового органа о недобросовестности самого нало­гоплательщика, выбравшего такого поставщика - неплательщика налогов.

Таким образом, хотя в законе это и не предусмотрено, налоговые органы все чаще пытаются переложить бремя контроля за уплатой налогов на налогоплатель­щиков. Судебная практика не всегда поддерживает налогоплательщика, и в ряде случаев суды признают, что он должен проявлять разумную осмотрительность в выборе своего контрагента, чтобы не пострадали интересы бюджета. Косвенно на это ориентируют и разъяснения КС РФ.

Эти негативные изменения в налоговой системе России привели к ситуации, при которой налогоплательщик может столкнуться с необоснованным, произволь­ным и даже предвзятым толкованием и применением налогового закона.

До последнего времени защита компаний в арбитражных судах от такого применения закона налоговыми органами была быстрой, действенной и адекват­ной в большинстве случаев (по статистике 2003 года более 70% исков налогопла­тельщиков было удовлетворено судами). Однако в последнее время, по мнению многих практикующих юристов, независимость судебной власти подвергается опасности, и судьи уже не так смело, как раньше, защищают права налогопла­тельщиков в спорах с государством.

Необходимо отметить, что российское государство предпринимает ряд мер против такого «налогового терроризма». В частности, предполагается упорядочить и законодательно закрепить в НК РФ критерии разграничения налогового плани­рования и уклонения от уплаты налогов, опираясь на немецкий право вой опыт ре­гулирования этого вопроса.

В связи с этим Администрацией Президента РФ был объявлен конкурс на разработку законопроекта по этому вопросу. Однако лучшей гарантией защиты налогоплательщиков стало бы не только законодательное решение этой проблемы, но и обеспечение реальной независимости судей.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в от­дельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» внесены существен­ные изменения в основной акт налогового законодательства - Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), основная часть которых вступила в силу с 1 января 2007 года, а отдельные положения - с 1 января 2008-2010 годов.

Поправки, внесенные в НК РФ Законом N 137-ФЗ, касаются, в основном, час­ти первой НК РФ, в меньшем объеме (но не меньшей значимости) - части второй НК РФ, носят принципиальный характер, и их значение таково, что можно сделать следующий вывод: правовое поле в области налоговых правоотношений кардинально изменилось.

Внесены изменения в ст. 6.1 НК РФ, регулирующую исчисление сроков.

Так, если в настоящее время под месяцем понимается календарный месяц, то с 2007 года эта позиция исключена, так же как и исчисление сроков неделями. Ес­ли следовать аналогии, то под месяцем понимается 30 календарных дней.

Подробно урегулированы сроки, исчисляемые днями. Особо оговорено, что срок, установленный днями, будет исчисляться строго в рабочих днях, если в тек­сте статьи НК РФ не оговорено специально, что речь идет о календарных днях.

Включена следующая новелла: в настоящее время предполагается, что дейст­вие исполнено, если в последний день срока документы или деньги сданы на почту или на телеграф; в новой же редакции НК РФ просто указано - «в организацию связи». Поскольку в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» организация связи - это юридическое лицо либо индивидуальный пред­приниматель, для которых деятельность в области связи является основной, надо понимать так, что допущена возможность сдавать документы и деньги в коммер­ческие почтовые организации.

Законом N 137-ФЗ уточнены права и обязанности налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов и налоговых агентов.

Плательщики сборов и налоговые агенты приравнены в области защиты сво­их прав к налогоплательщикам. Так, например, налоговые органы должны обеспе­чивать защиту прав плательщиков сборов, а налоговые органы, таможенные орга­ны, органы внутренних дел - возмещать налоговым агентам убытки, причиненные действиями своих сотрудников.

И налогоплательщики, и плательщики сборов должны будут сообщать в нало­говые органы об открытии (закрытии) счетов в течение не 10, а 7 дней.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной прак­тикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по запросу налоговых органов, должны будут представлять книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Налоговым агентам вменено в обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов и в течение четы­рех лет обеспечивать их сохранность.

Исключены права налоговых органов по контролю соответствия крупных расходов физических лиц их доходам и по созданию налоговых постов.

Дополнительно налоговым органам предоставлено право предъявлять в суд иски о взыскании не только штрафов, но и недоимок и пеней.

С 2007 года в обязанности налоговых органов входит:

- обеспечение сохранения налоговой тайны

- предоставление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по их запросам справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа в течение пяти дней со дня по­ступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса;

- осуществление по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместной сверки сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

- выдача по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогово­го агента копий решений, принятых налоговым органом в отношении этого нало­гоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Таким образом, налогоплательщики беспрепятственно могут получать ин­формацию о состоянии своих дел по данным налогового органа, это уже при­водит к положительным результатам в их деятельности, поскольку ранее налогоплательщикам было чрезвычайно трудно получить соответст­вующие документы из налогового органа и данные налогоплательщика и официальных органов зачастую расходились, причем значительно.

Несколько удивляет другая новелла - из обязанностей налоговых органов ис­ключено предусмотренное п. 5 СТ. 32 НК РФ положение, обязывающее их осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных либо взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.

Если в отношении возврата излишне уплаченных или взысканных сумм нало­гов, пеней и штрафов такое уточнение понятно, поскольку его реально осуществ­ляют органы Федерального казначейства, то в отношении зачета ясности нет. Тем более что СТ. 78 НКРФ, регулирующая общие положения о зачете излишне упла­ченных сумм, сохранена, хотя и подверглась изменениям, о которых будет сказано ниже.

Изменениями, внесенными Законом N 137-ФЗ в НК РФ, повышена ответст­венность налогоплательщиков и расширены права налоговых органов.

Так, решение о взыскании налога за счет имущества организации или инди­видуального предпринимателя может приниматься налоговым органом в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пла­тельщикам стоит учесть, что пени начисляются также и в случае нарушения срока уплаты авансовых платежей. Пени не начисляются на сумму недоимки, образовавшейся у плательщика в результате выполнения им письменных разъяс­нений уполномоченных органов. При этом указано, что это положение не применяется, если письменные разъяснения основаны на неполной или недосто­верной информации. В то же время критерии отнесения информации к недосто­верной или неполной НК РФ не установлены.