Нестабильность доллара как резервной валюты. Хронический дефицит платежного баланса по текущим операциям, разбухание краткосрочной внешней задолженности, уменьшение официального золотого запаса страны, инфляция, две девальвации подорвали монопольное положение доллара как резервной валюты в 70-х годах. Формально лишенный этого статуса в результате Ямайской валютной реформы доллар фактически остается ведущим международным платежным и резервным средством, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с другими странами, их огромными заграничными инвестициями. Зарубежные предприятия американских монополий выпускают больше продукции, чем любая западноевропейская страна или Япония. Это определяет господствующую роль США в международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношениях.
Во-первых, используя привилегированное положение доллара как резервной валюты, США покрывают дефицит платежного баланса национальной валютой, т.е. путем наращивания своей внешней краткосрочной задолженности.
Во-вторых, хотя США имеют самый крупный в мире официальный золотой запас (8,14 тыс. из 35,8 тыс. т), они с помощью евродолларов стали должниками, не платящими за бессрочный кредит. Евровалютная форма внедрения доллара в мировой оборот используется для усиления международных позиций доллара.
В-третьих, США манипулируют долларом и процентными ставками, чтобы поддержать свою экономику за счет Западной Европы и Японии.
Доллар подвержен колебаниям, спекулятивным взлетам и падениям. Хроническая слабость доллара, характерная для 70-х годов, сменилась резким повышением его курса почти на 2/3 с августа 1980 г. до марта 1985 г. под влиянием ряда факторов. В их числе:
1. Преимущество США в экономическом развитии по сравнению с другими странами;
2. Снижение темпа инфляции в США с 15 до 3,6%;
3. Политика относительно высоких процентных ставок;
4. Огромный приток иностранных капиталов в США;
5. Снижение цены на золото (с 850 долл. за унцию в январе 1980 г. до 400—300 долл. в 1984 г.), что повысило привлекательность инвестиций в доллары в условиях высоких процентных ставок по долларовым счетам.
С середины 1985 г. преобладает понижательная тенденция курса доллара под влиянием следующих факторов:
1. Замедление экономического роста США;
2. Завышенность курса доллара по сравнению с его покупательной способностью (на 15—30%);
3. Снижение процентных ставок (“прайм рэйт” с 20,5% — в 1980 г. до 9,5% — в 1985 г.);
4. Растущий дефицит текущего платежного баланса США;
5. Огромный дефицит государственного бюджета;
6. Опасность усиления инфляции;
7.Рост внутреннего и внешнего долга, превращение США в международного нетто-должника с 1985 г.
Опасаясь неконтролируемого падения курса доллара, США проявили инициативу проведения совместной валютной интервенции “группы пяти” в 1985 г. Таким образом, США перекладывают бремя своих неурядиц на другие страны, которые требуют от Вашингтона “навести порядок в собственном доме” и отказаться от манипулирования курсом доллара в ущерб странам-партнерам. Курс США на упрочение позиций доллара, игнорирование требований своих партнеров оказывают дестабилизирующее влияние на международные валютно-экономические отношения. В условиях противоборства и партнерства трех центров доллар постепенно утрачивает монопольное положение резервной валюты под натиском других валют.
Проблема многовалютного стандарта. Укрепление валютно-экономических позиций новых центров — стран Западной Европы, особенно ЕЭС, и Японии —обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР (фактически долларового стандарта) к многовалютному стандарту на основе ведущих валют (марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка и др.).
“Общий рынок” сформировал собственный валютный центр в виде ЕВС, где господствует марка ФРГ. Но Западная Европа не в состоянии противостоять засилью США в валютной сфере, воздействовать на курс доллара, вытеснить его из операций по проведению валютной интервенции и международных расчетов.
Созданный за послевоенные годы мощный экономический потенциал Японии способствует укреплению ее позиций в международных валютных отношениях. Об этом свидетельствуют:
1. Активизация платежного баланса страны, хотя Япония удовлетворяет за счет внешних источников 89% потребностей в энергии, 55% потребностей в продовольствии. Внешнеторговая экспансия Японии обеспечивает валюту для оплаты импорта сырья и топлива и сопровождается наступлением на конкурентов в Западной Европе и США.
2. Увеличение валютных резервов;
3. Развитие сети банков за границей;
4. Превращение Токио в мировой финансовой центр;
укрепление иены, интернационализация ее использования, особенно в Азии.
Однако влияние Японии в валютной сфере значительно слабее ее позиций в мировой экономике. Практически после второй мировой войны она шла в фарватере валютно-экономической политики США, к которым она привязана военно-политическим союзом.
Формирование новых центров в мире — угроза лидерству США в валютной сфере. Однако ни один из трех центров не имеет такого превосходства над другими в валютно-экономической сфере, чтобы установить безраздельное господство своей валюты, что обостряет противоречия в международных валютных отношениях.
Проблема золота. Доллар, став конкурентом золота, имеет определенные преимущества в период его стабильности. Во-первых, объем долларовых резервов может увеличиваться при необходимости в отличие от ограниченного объема добычи золота. Во-вторых, банкам выгоднее хранить резервы в долларах, если они стабильны, чем в золоте, так как по долларовым счетам платят проценты. Третье преимущество доллара — конверсия в золото — было постепенно утрачено. С 60-х годов США всячески препятствовали обмену долларов на золото для иностранных центральных банков, а с 15 августа 1971 г. официально его прекратили. Однако, несмотря на относительные преимущества доллара и законодательный разрыв мировой валютной системы с золотом как валютным металлом, фактически его демонетизация не завершена. Денежные функции золота не исчерпаны, а золотые запасы остаются фондом мировых денег и наиболее надежными резервными активами по сравнению с современными функциональными формами мировых денег — национальными кредитными деньгами, евровалютами, международными счетными валютными единицами (СДР, ЭКЮ).
Страны Западной Европы, располагая большими золотыми запасами, чем США, заинтересованы в сохранении их как реальных резервных активов. Это проявилось в возобновлении межгосударственных операций с золотом в ЕВС. На их долю приходится около 1/4 золотых запасов всех стран. Американцы являются покупателями 40% всех выпускаемых в мире золотых монет. Отношение к золоту остается актуальной проблемой. Легализация роли золота как валютного металла затрудняется в связи с колебаниями (подчас значительными) рыночной цены золота и отсутствием реальной официальной цены золота.
Однако на Западе раздаются голоса в пользу восстановления роли золота в функционировании мировой валютной системы. Хранение золотых запасов не утратило привлекательности, так как золото обладает реальной ценностью.
Парадоксальная ситуация золота иллюстрирует несоответствие юридической демонетизации и фактического положения золота как чрезвычайных мировых денег, которое правительства бессильны изменить.
Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих” денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. На повестке дня — проблема возвращения к стабильным курсовым соотношениям.
Таким образом, Ямайская валютная реформа не обеспечила валютную стабилизацию. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остаются скромными по сравнению с огромными международными финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов. Недовольство стран-партнеров валютным механизмом, позволяющим США осуществлять “долларовую эксплуатацию” других государств, усиливает объективную необходимость дальнейшей фундаментальной реформы мировой валютной системы. Прежде всего, речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который стал одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.
В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.
Список используемой литературы:
1. Деньги, кредит, банки: Учебник / под ред. проф. Жукова Е.Ф. (издание третье) – М.: ЮНИТИ, 2005.
2. Березина М.П. Деньги в современной интерпретации – «Бизнес и банки», 2002, №22.
3. Деньги, кредит, банки: Учебник / под ред. Лаврушина О.И. (издание третье) – М.: КНОРУС, 2004.
4. Денежное обращение и кредит при капитализме: Учебник / под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и статистика, 1989.
5. Кочергин Д.А. Система электронных денег: классификация и характеристика элементов –Банковское дело, 2005, № 2,3.
6. Кочергин Д.А. Проблемы интерпретации электронных денег – Банковское дело, 2005, № 12.
7. Красавина Л.Н. Проблемы денег в экономической науке - ж. «Деньги и кредит» , 2001, №10.
8. Крупнов Ю.С. Депозитные деньги: прошлое и настоящее –Бизнес и банки, 2004, №20.
9. Мировая экономика: Учебник в 2-х т. / Под ред. Р.И. Хасбулатова -М.: Экономика, т-1 2001.-598 с.; т-2 2001-674 с.
10. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002- 608 с.
11. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003.- 723 с.