Например, компания "Ренессанс страхование" недавно начала продажи продукта ДМС "Vitality", разработанного для физических лиц - сторонников здорового образа жизни. Полис ДМС не только включает комплексный объем медицинских услуг, в том числе ежегодные профилактические осмотры, но и предоставляет застрахованным скидки в фитнес-клубы и скидки при оплате премии за следующий год за усердие в поддержании здоровья (оценивается врачом по таблице баллов).
Компания "РОСНО" перешла к продуктовому подходу одна из первых; в настоящее время ее предложение для физических лиц включает разнообразные продукты для детей и взрослых, например продукты "Кроха", "Школьник", "ДМС-бюджет", "Забота о родителях" и др.
Несмотря на сложность обоснования методики расчета стоимости медуслуг, практика ее решения давно сложилась за рубежом. В ее основе выделение материальных составляющих затрат и гонораров врачей. Стоимость медикаментов, перевязочных средств, продуктов питания, оборудования, мягкого инвентаря и т.д. определена ценой их приобретения и легко поддается прогнозу, даже с учетом роста цен. Что же касается фонда оплаты труда, то здесь встает проблема дифференциации оплаты по видам услуг. В этом отношении интересен опыт Германии. При расчете стоимости лечения медицинское учреждение исходит из стандартной спецификации услуг, оказываемых пациенту. По законодательно утвержденной таблице, в которой описывается содержание медицинских услуг и приведены их оценки, выраженные определенным количеством баллов (например, консультация "стоит" 80 баллов, выписка повторного рецепта или направления - 30, постановка капельницы - 253 балла и т.д.), рассчитывают гонорары врачей. Для стоматологов и врачей-гомеопатов приняты свои таблицы гонораров. Величина вознаграждения за оказанные услуги определяется путем умножения суммы баллов на цену одного балла. Утвержденная стоимость одного пункта (базовая ставка) составляет 0,114 евро и периодически пересматривается.
Правила оплаты гонораров предусматривают максимальные границы вознаграждения, установленные через повышающие коэффициенты к базовой ставке. Повышающий коэффициент устанавливается исходя из затрат времени и сложности процесса лечения. Например, стоимость вознаграждения за консультативную помощь врача находится в интервале от 1,0 до 2,3 к базовой ставке. Максимальный коэффициент увеличения составляет 3,5, однако, чтобы его получить, необходимо представить соответствующее письменное обоснование. В исключительных случаях может иметь место специальная договоренность о величине отклонения гонорара от установленных стандартов.
Тенденция удорожания медицинских услуг и роста убыточности медицинского страхования характерна для большинства стран. В связи с этим предпринимаются попытки внесения радикальных изменений в организацию системы медицинского обслуживания населения. Лидером в этом процессе выступают США, где формируются общества взаимного страхования здоровья, организующие медицинское обслуживание своих членов на основе прямого заключения договоров с медицинскими учреждениями. Страхование и лечение в таких организациях стоит дешевле, так как общество осуществляет полный оперативный контроль использования собранных средств. Эта форма практикуется только в коллективном страховании, осуществляемом совместно работодателями и наемными работниками. По всей вероятности, это направление развития перспективно и для России. Крупные страховые компании, такие как "Капитал-полис" и "Медэкспресс", создают собственные многопрофильные медицинские центры для обслуживания застрахованного контингента.
Затраты на получение платных медицинских услуг в России за истекший год составили от 3 до 5 миллиардов долларов.
В Москве и в ближайших ее окрестностях к услугам платной медицины обращаются ориентировочно 1,5-2 миллиона человек. Нижнюю границу объема рынка платных медицинских услуг в Москве можно оценить в пределах 450-600 миллионов долларов. На самом деле, ряд направлений услуг здравоохранения, такие как: лечебная косметология, стоматология, нетрадиционная медицина, оздоровительная медицина, лечение наркомании и прочее, давно уже являются платными.
Большинство клиентов медицинских центров (29%) готовы потратить на лечение от 1000 до 2000 рублей, а 27,5% планируют ограничиться расходами до 1000 рублей. Медицинским предприятиям можно сделать ставку на привлечение третей по численности группы потенциальных покупателей – тех 22,3% людей, которые готовы потратить 2000-4000 рублей. Услуги стоимостью от 10000 рублей готовы покупать лишь 4% потребителей.
К услугам частных медиков уже прибегает большинство населения страны. Деньги врачам платят 59% опрошенных россиян. При этом 21% указали, что имеют возможность пользоваться платными медицинскими услугами регулярно, а 37% готовы воспользоваться ими в случае необходимости. Правда, 38% не имеют такой возможности вообще.
В стране идет нарастание платности медицинской помощи, причем в совершенно не контролируемых формах. Рост государственного финансирования практически не сдерживает этот процесс. Согласно расчетам Сергея Владимировича Шишкина, последние полтора десятилетия частное финансирование росло заметно быстрей, чем государственное, причем эта динамика прослеживается даже в периоды заметного прироста государственных расходов. Из этих данных следует, что процесс замещения бесплатной помощи платной приобрел определенную инерцию, и пока не прослеживаются пути преодоления этой тенденции.
Некоторые сравнительные оценки доли личных расходов в общем объеме расходов на здравоохранение (государственных и личных) показывают следующее. В России, по данным ВОЗ, эта доля составляет примерно 40%. Это намного больше, чем в других странах постсоветского пространства, например, в Чехии, Словакии, Эстонии, Венгрии, где эта доля составляет 10-25%. И заметно меньше, чем в закавказских и среднеазиатских государствах, где она достигла 70-75%. Существует эмпирически доказанная закономерность: в странах с более высоким уровнем экономического развития относительное бремя личных расходов на медицину снижается по сравнению с более бедными странами (доля личных расходов ниже).
Среднее значение этой доли по 15 странам ЕС составляет 25% (в совокупных расходах на здравоохранение), а в странах СНГ – 43%. Эта закономерность отражает повышение роли принципа общественной солидарности в покрытии расходов на лечение по мере экономического роста. В развитых государствах финансовое бремя таких расходов снижается. Кстати говоря, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года заложено некоторое сокращение доли частного финансирования (это предварительный вариант расчета, поскольку программа еще не опубликована).
Сегодня в России действуют четыре формы личных расходов на медицинскую помощь – прямая покупка лекарственных средств, платные медицинские услуги по полной стоимости, неформальные т.е. незаконные платежи и добровольное медицинское страхование (ДМС). Доминируют первые две формы. Вот некоторые оценки: ДМС по отношению к объему платных услуг составляет всего лишь 29% в 2006 г. (хотя чуть больше, чем в 2000 г. –25%), при этом часть ДМС – это скрытая формы возмещения платных услуг.
Доминирование оплаты лекарств и платных услуг по полной стоимости значит, что люди с большими потребностями в медицинской помощи вынуждены полностью полагаться на уровень своей платежеспособности при решении вопроса, что и в каких объемах покупать. А для части больных людей возникает проблема "катастрофического риска", т.е. риска неприемлемо высокого финансового бремени оплаты медицинской помощи. ВОЗ количественно определяет этот риск в размере затрат на лечение выше 50% располагаемого дохода. У нас такие расходы, согласно расчетам, несут уже многие. При этом действует два дополнительных фактора, которые необходимо учитывать на будущее. Первый – постоянное удорожание медицинских технологий, второй – растущая выявляемость заболеваний. В рамках национального проекта "Здравоохранение" была проведена масштабная программа диспансеризации, которая позволила выявить новые случаи серьезных заболеваний, а что с ними делать пока никто не знает: гарантирует ли государство их бесплатное лечение?
Ставится вопрос: а выдержит ли средний класс эти растущие расходы в 2015 или 2020 году, когда стоимость используемых медицинских технологий возрастет в разы. В условиях финансового кризиса скорее всего нет – больные люди по своему имущественному положению скатятся на уровень, не свойственный среднему классу. В Европе уже давно используются значительно более солидарные формы оплаты медицинской помощи – за счет налоговых средств, дополняемых ДМС и частичным покрытием стоимости потребленной медицинской помощи (соплатежом).
Опыт европейских стран показывает, что внедрение предпринимательства благотворно сказывается на развитии здравоохранения, но при условии, что предпринимательство в сфере здравоохранения помогает решать государству стоящие перед ним задачи, а не является самоцелью. Предпринимательство стремится к модернизации, рационализации и повышению эффективности. Высокая эффективность позволяет увеличивать объем и улучшать качество услуг, обеспечивать определенный уровень благ. При этом масштаб предпринимательской активности в европейских странах значительно выше в периферийных, чем в центральных клинических областях системы здравоохранения. Значительные возможности предпринимательства имеются в стоматологии, фармацевтике, домашней (семейной) медицине. Предпринимательские инициативы по-прежнему не играют существенной роли в двух самых дорогих отраслях здравоохранения европейских стран: оказании стационарной и экстренной медицинской помощи. Однако и здесь отмечаются существенные перемены. Так, в Германии в настоящее время в государственной собственности находится 55% больниц, во Франции - 65%, в Нидерландах - практически все больницы (за исключением университетских клиник). При этом на фоне снижения числа государственных больниц в странах Европы отмечается постоянный рост частных коммерческих больниц. В Италии таких больниц насчитывается 10%, в Испании - 18%, во Франции - 20%.