Смекни!
smekni.com

Эволюция взглядов на природу и функции налогов (стр. 6 из 11)

“А вот что ты будешь делать, если мы дадим запрос?”- вопрошали древляне у Игоря.

“Святая простота! Да ведь письменность у нас, у славян появится только с введением христианства, если верить Иловайскому. Как же вы запрос писать станете?”- справедливо отвечали дружинники Игоря.

“Ну, коли так…”- многозначно промычали древляне и не нашли ничего лучшего, как расправиться с Игорем и его свитой.

На этом, в принципе, и заканчивается трагическая история налогообложения на Руси. И начинается история оптимистическая, наполненная извечной верой в скорейшее избавление от всех податей, платежей и сборов. И вера эта, наряду с верой христианской и помогла славянскому народу вынести всё, и широкую, ясную грудью дорогу и так далее.

Началось всё с того, что княгиня Ольга, по причине своей отходчивости и незлопамятности, не стала долго горевать над погибшим мужем, а просто закопала по самое “нельзя дышать” в землю обидчиков, причастных к его убийству, сожгла столицу древлян город Искоростень, отрубила головы всем недовольным и упорядочила систему налогообложения. Были установлены уроки – прототипы современных налоговых ставок, а также определены погосты – места сбора налоговых платежей. Таким образом, были законодательно определены сельские и городские судебно-административные округа и установлены податные оклады и виды налогов. Именно это светлое, доброе во всех отношениях время и стало временем рождения русской налоговой системы, до того существовавшей лишь в отвлечённых представлениях отдельных заинтересованных исторических персонажей.

Но потом, что и следовало ожидать, пришли силы извне, и на прежней системе пришлось ставить жирный крест. //31

Начиная с 1240 года происходит смена всех функций налогов и сборов. Ранее, до ига, главной функцией налоговых платежей было содержание княжеской администрации, а после принятия Русью христианства в качестве официальной государственной религии - ещё и содержание многочисленных храмов, церквей и штата священнослужителей. После завоевания Руси эта функция отступает на задний план, а главной и приоритетной становится функция откупа от расправы и дальнейшего разорения от рук татаро-монгольского войска. Сами налоговые платежи превращаются в основание для спокойного существования русских княжеств.

Итак, на Руси устанавливается более чем двухсотлетнее татаро-монгольское иго, по официальной версии явившееся причиной многовекового экономического, политического и культурного отставания России от соседних европейских государств. Следствием ига явилась дань в пользу Великого Хана и его государственных мужей, свозившаяся в Сарай (столицу Золотой Орды) со всех покорённых монголами русских княжеств.//12

С целью контроля над сбором налогов были учреждены должности наместников-баскаков. Полномочия баскаков до сих пор не совсем понятны, но одно остаётся фактом: в случаях неуплаты налога или его уплаты в неполном размере каждый баскак считал себя обязанным сей же момент отрапортовать в ставку Его монгольского величества, в город Сарай, с тем, чтобы должным образом убедить неплательщиков в греховном заблуждении и наставить их тем самым на путь истинный. А так как преподавание искусства дипломатии в то время ещё не практиковалось, то единственным доводом против еретического поведения уклоняющихся от уплаты дани русских князей оставались карательные походы, проходившие по месту регистрации или фактического проживания таких князей. Походы валились на русские княжества, как снег на голову, то есть неожиданно и без всякого предупреждения. Редкий князь мог видеть окончание таких походов, большинство же могли только предполагать и догадываться.

Но была и вторая сторона медали: баскаки сами боялись докладывать хану о неуплате, так как не могли делать это своевременно и незамедлительно (очевидно, по причине отсутствия телефонной и факсимильной связи). Таким образом, баскак, лицезрея очевидное злоупотребление ханской милостью, ещё семь раз обдумывал, да подсчитывал свои шансы, прежде чем броситься докладывать хану о чинящемся нарушении. Поэтому, однажды, встав по утру, Великий Хан не досчитался не только княжеской дани, но и своих верных инспекторов-баскаков, которые теперь хитро потирали руки: мол, вот как хорошо, оказывается, работать в налоговых органах, работа непыльная, а платят сразу с двух сторон и без задержек так, что даже и профсоюз организовывать не надо.

С тех самых пор и пришла монгольскому хану в голову мысль о кардинальной реформации налоговой системы. Перво-наперво извели всех до одного баскаков: объявили их пережитком военного времени, отняли регалии и удостоверения, и произвели над ними тотальную расправу. Затем передали обязанность по сбору дани в руки русских князей и установили строгий перечень всех налогов, которые в совокупности и составляли пресловутую дань. Всего в вышеупомянутом перечне состояло четырнадцать платежей, собираемых с населения подвластных князю территорий. //31

С целью упорядочивания платежей был введён институт переписи населения, так называемая “запись в число”, сопровождавшаяся зачастую открытыми поборами и расправами над любым отказавшимся от переписи или уплаты налога. Это обстоятельство пришлось чрезвычайно не по душе русскому населению, о чём свидетельствуют многочисленные открытые выступления русского населения против поработителей. Например, в первые десять лет после установления ига произошло около полусотни восстаний городского и сельского населения, бескомпромиссно подавленных монгольским войском. Единственным выходом из сложившейся ситуации стала безусловная дань Золотой Орде.

Так налог в пользу самого великого хана и получил наименование выхода. Суровым бременем легла обязанность по уплате выхода на плечи русского народа. По прошествии лет, оказалось, что выход, выбранный князем не совсем удачный, и следует немедленно искать другой, обходной выход.

- Мы пойдём другим путём…- многозначительно заявит Иван, по счёту в родословной князей стоящий под номером третьим.

Но это позже, а сейчас территории когда-то беспечного и независимого русского государства наводнили бесермены (разновидность купцов, которые покупали у местных князей право на сбор с населения дани), а также княжеские слуги, в чьи широчайшие полномочия, сравнимые разве что с полномочиями местных князей, входили также и судебные. То есть над всеми несогласными они могли чинить расправу всякими возможными, с их точки зрения, способами. Налоговой базой, как и в домонгольский период оставалась соха, или “рало”. Только вот мнение на счёт производительности сохи и рала несколько изменилось в сторону их внезапного увеличения. В соответствии с этим и налоговая ставка продолжала увеличиваться. Налицо стала следующая закономерность: чем выше налог, тем больше и больше производительные возможности одной, отдельно взятой сохи. Поэтому даже в самые неблагоприятные и бедные на всякие материальные блага годы сумма дани, взимаемой только в пользу Великого золотоордынского хана (так называемая “царёва дань”), не смела снижаться ниже 1300 килограммов чистого золота в год.

Следующим видом налога был ям – вид комплексного налогового сбора, включающий в себя и органичным образом сочетающий все явные преимущества налога натурального и денежного. Взимался он как плата за право находиться под бдительным присмотром монгольских чиновников, от чьих взглядов не скрывался ни один мало-мальски преступный замысел или поступок местной княжеской администрации. Дело в том, что Великий хан, привыкший доверять только себе и своим приближенным, поспешил укрепить вертикаль налоговой власти и послал на места сотни доносчиков, которые, как и всякие человеческие существа привыкли, есть и пить, и нуждались, опять же, как и всякие люди в заработной плате и некоторых авансовых платежах. Размеры яма не были фиксированными и зависели только от аппетитов того или иного ханского доносчика. Ям был разделён на две составные части. Одна часть яма именовалась денежной и уплачивалась преимущественно золотом, предварительно собранного с податного населения. Другая часть называлась “кормлением” и уплачивалась производимыми крестьянами и ремесленниками продуктами и изделиями.//25

Другим стратегически важным платежом был “ханский запрос”, который представлял собой единовременный налоговый взнос в казну Великого Хана на государственные нужды. А нужды у Золотой Орды были те ещё. Так, например, Великий Хан в своё время остро нуждался в войне с Литовским княжеством. Летописцы того времени ничего не говорят о размерах “ханских запросов”, но, зная военную и экономическую мощь Литовского княжества, представляется, что таковые в несколько сотен раз превосходили даже “царёву дань”.

Совокупный размер всех платежей в пользу Золотой Орды был настолько огромен, что русские князья и их наместники, заламывая руки и кусая губы, отказались от взимания с податного населения прямых налогов в свою пользу. Отказались – это не то слово, просто смирились с тем, что русское население физически не в состоянии были платить сразу в две казны. Однако, как было не раз доказано, голод – это не совсем тётка, а есть хотят не только монгольские чиновники, но и местные. Поэтому князья и их администрация обратила в свою пользу доходы, поступающие в виде пошлины, то есть налоговых платежей, взимаемых за совершение определённых процессуальных действий, а также в виде сборов за право использования имущества, приносящего экономическую “пользу”.