Смекни!
smekni.com

Деньги как всеобщее средство обмена в философии зимммеля (стр. 3 из 3)

По Зиммелю, процесс обмена характеризуется так же, как и производство: и там, и здесь есть желание человека получить - продукт, удовлетворяющий его потребность, отдавая за него «цену» — либо другой товар в процессе обмена, либо жертвуя усилиями труда в процессе производства. Обмен является одной из самых первых и чистых форм человеческой социализации, благодаря нему возникает общество вместо изолированных групп индивидов. Обмен приводит к необходимости количественного анализа в общественной жизни, но для реализации этой функции требовалось возникновение денег.

Деньги коренным образом упростили обмен с экономической точки зрения: во-первых, введя меру всех товаров; во-вторых, сделав его двусторонним, - при натуральном обмене редко желания и имеющиеся в собственности товары совпадали у сторон — деньги же стали вещью, всем необходимой, и обеспечили безостановочность обмена; в-третьих, деньги избавили от необходимости одну сторону проверять качество товара (настоящие деньги в любом случае были «товаром» высшего качества). В социально-философском смысле, по Зиммелю, деньги являются самостоятельным персонифицированным отношением взаимозаменяемости и обмениваемости экономических объектов. Деньги заменяют любую ценность и являются конкретным образом всех вещей, с их помощью вещи получают значение друг в друге. Деньги — это самая чистая форма всеобщности, единичная вещь, назначение которой состоит в том, чтобы быть всеобщим воплощением и связывать все единичные вещи. Эта функция денег создает значимый порядок в обществе — определенный космос, имеющий строгость, четкость, измеряемость, всеобщность. Все объекты экономической жизни входят в этот заранее установленный порядок, возникает единый экономический мир.

Постепенно формы денег изменяются, усиливается их символический характер. На ранних стадиях наиболее ценные вещи (например, скот, соль, табак) выполнили функцию денег. Затем золото и серебро были компромиссом между конкретностью и символическим характером денег, при этом возрастало социальное значение денег — золото уже не имело большой потребительной ценности, а имело значение для владельца лишь косвенно—через потребность в нем других людей. И лишь затем при высоком уровне общественной организации совсем не имевшие ценности объекты — бумажные деньги, стали деньгами — мерилом ценности. Для этого требовалась третья сила, поддерживающая всеобщность обращения денег, — это государство.

В современном обществе все больше операций осуществляется в безналичной форме без необходимости материальных образов денег. Так, состав материала денег все больше теряет значение, а социальный характер денег возрастает, деньги становятся социальным институтом. Без этой символизации общество не могло бы существовать в условиях роста множественности и разнообразия социальной жизни, необходимо было концентрировать их в общепонимаемых символах. Поэтому развитие денег - элемент глубокого культурного изменения, новая форма культуры.
Другая социальная функция денег заключается в том, что деньги в развитом обществе являются всеобщей формой средств достижения целей. Обычно деньги используются, как средства для получения других ценностей, но современная эпоха превращает деньги не в средство, а в самоцель, они приобретают абсолютную ценность.

Постепенно денежная культура все меньшее значение придаст вещам и людям, все больше - деньгам, сами вещи начинают цениться в зависимости не от их собственных свойств, а от их денежной стоимости, а люди — по величине их богатства, считал Зиммель.
Другая важная социальная функция денег связана с обеспечением личной свободы индивида. В условиях денежного хозяйства человек сталкивается со многими людьми, но лично ни от кого он не зависит. Единственная связь, которая соединяет теперь людей, - это денежный интерес.
Деньги совершенно иначе выполняют функцию собственности, считал Зиммель. Деньги отделяют бытие от обладания, для обладания деньгами нет необходимости в каких-либо особых характеристиках субъекта. Деньги сами представляют любой вид потенциальной собственности и делают обладание всеобщим. Деньги в целом отдаляют человека от результатов экономической деятельности. Кроме того, сама, экономическая деятельность становится.
Итак, по Зиммелю, посредством денег человек освобождается от зависимости от вещей — он может все купить или продать от зависимости от личностей — он может менять хозяев или поставщиков; от зависимости от собственности - обладание деньгами никак не связывает его бытие. Деньги выступают величайшим средством не только свободы, но и равенства — все равны в использовании денег, любой человек может обладать ими и распоряжаться по своему усмотрению. Но, получая эти преимущества, денежный мир постепенно захватывает в оборот и личные ценности человека, он сам становится объектом купли-продажи, опускаясь до уровня простого посредника денег. Заключая свое исследование, Зиммель указал на воздействие денежной экономики на образ жизни в целом. Деньги рационализируют существование человека — интеллект все больше господствует над эмоциями, Все-это вносит расчетливость и прогнозируемость в действия индивида.

Деньги делают существование человека бесхарактерным, считал Зиммель. Для всех существует единственный интерес — денежный. Все уравнены и обезличены в использовании денег, деньги (как и интеллект или закон) абстрагируются от всякой индивидуальности, личность и ее характер для денег не имеют никакого значения.

Денежная экономика изменяет характер современной культуры. Возникает глубокий разрыв между объективной и субъективной культурой — мир вещей, процессов и отношении вокруг человека становится все более разнообразным и сложным, но одновременно человек теряет способность воспринимать этот мир и понимать его, внешний мир культур становится отдельным, объективизированным для субъекта. Субъективная культура индивида становится все беднее. Таким образом, современный человек становится сравнительно более невежественным по отношению к объективной культуре, чем человек примитивный. И с ростом денежного хозяйства, приводящего к разделению труда, разрыв между объективной и субъективной культурой возрастает.

Такова в целом концепция Зиммеля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными понятиями социально-исторической концепции Зиммеля являются интеллект и денежная экономика.

Появление денег как универсального средства обмена связано с подъемом и развитием интеллекта и появлением денежной экономики. Деньги, как и интеллект, развиваются параллельно с ростом свободы и возрастанием индивидуализации членов социальных групп посредством разделения труда, означая собой начало общества в историческом периоде его развития. По Зиммелю, история общества – это история возрастающей интеллектуализации (рационализации) и общественной жизни и углубления влияния принципов денежной экономики. Он отождествлял историю общества с историей формирования современного капитализма и сопровождающими его характерными чертами: интеллектом и деньгами.

Деньги отбрасывают все типы естественности, характерные для прошлого, и царит всеобщее отчуждение: деньги лишают произведенные вещи целевого характера и отделяют индивида пространственно и духовно от вещей, им принадлежащих.

Зиммель изучал социальную функцию денег и логического сознания во всевозможных проявлениях: в современной демократии, в идеологии либерализма, в развитии технологии, в ритме и темпе современной жизни.

Его книга “Философия денег” (1900) стала началом многочисленных серий, посвященных духу капитализма.

Литература

1. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1962.

2. Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977.

3. Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1898.

4. Зиммель Г. Дарвинизм и теория познания. М., 1899.

5. Зиммель Г. Социальная дифференциация.Социол. и психол. исслед. М., 1909.

6. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Пг., 1923.

7. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 1.

8. Александер Дж. Новое теоретическое направление в социологии: одна из интерпретаций //9. Социология на пороге ХХI века: Основные направления исследований. М., 1999. C.118-127.10. Александер Дж. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество //11. Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М., 1999. С.186-205.12. Арчер М. Реализм и морфогенез / Пер. с англ. О.А. Оберемко, научн. ред. перевода13. А.Ф. Филиппов // Социологический журнал. 1994. №4. С.50-68.14. Аутвейт У. Реализм и социальная наука / Пер. с англ. А.Ф. Филиппова // Социо-Логос:15. социология, антропология, метафизика. Вып. 1. Общество и сферы смысла / Сост. и общая ред.16. В.В. Винокурова и А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. С. 141-158.17. Бауман З. Власть без места, место без власти / Пер. с англ. О.А.Оберемко // Социологический18. журнал. 1998. №3/4.19. Бауман 3. Мыслить социологически: Учебное пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова.20. М.: Аспект Пресс, 1996.21. Бауман З. От паломника к туристу / Пер. с англ. О.А. Оберемко // Социологический журнал.22. 1995. №4. С.133-154.