Но лизинговое законодательство во многих странах имеет существенные различия. Так, французская модель лизинга с опционом покупки оборудования по окончанию контракта в Англии считается не лизинговой сделкой, а арендой-продажей. В США опцион же не считается обязательным условием лизинга. Прямо противоположно оценивается роль опциона на покупку при лизинге: от признания его как необходимой и неотъемлемой части лизинга до полного отрицания положительного значения в лизинговых операциях. В данном случае опцион рассматривается не как ценная бумага, а как право выбора [8, С.44].
Отсутствует единая система бухгалтерского учета лизингуемого имущества. Англо-американская система бухгалтерского учета предусматривает отражение объекта лизинга на балансе арендатора, а по нормам, действующим во Франции и некоторых других странах, он учитывается на балансе лизинговой компании.
До настоящего времени в мировой практике не установлена единая трактовка самого понятия лизинга, причем это связано не только с использованием различных терминов для определения лизинговых операций кредит - аренда во Франции, финансовая аренда - в Бельгии и т.д., но и с правовыми и экономическими особенностями разных стран. В большинстве стран, в том числе США, отсутствует специальное законодательство, регулирующее лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из договора лизинга, регулируются общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, налоговым законодательством, в котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы, и порядок бухгалтерского учета. Главную роль в этих странах играет лизинговая и судебная практика.
В некоторых странах, в частности, Франции, Бельгии, Испании, существует специальное лизинговое законодательство. В нормативных актах этих стран дается определение лизинга, перечисляются признаки, наличие которых свидетельствует о заключении договора финансового лизинга (финансовой аренды), формулируются требования, которым должен отвечать лизингодатель, а также соотношение между сроком лизинга и нормативным сроком службы имущества, регламентируются отношения лизингодателем, лизингополучателем и продавцом имущества [9, С.78].
Независимо от наличия или отсутствия специального правового обеспечения лизинга, экономическое и юридическое понимание сущности финансового и оперативного лизинга ставятся на первое место по сравнению с используемыми методами бухгалтерского учета. Обобщение практики регулирования лизинговых отношений в зарубежных странах позволяет выделить три группы стран по уровню их правового обеспечения:
- страны, имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые сделки (Франция, Бельгия, Италия и др.);
- страны, имеющие специальные законодательные акты (Англия, Австралия);
- страны, не имеющие специальных законов и подзаконных актов (США, Германия).
В специальных законах стран первой группы сочетается стремление к регулированию всего комплекса трехсторонних отношений, возникающих при лизинге, с отсутствием подробной регламентации многих важных вопросов. В соответствии с этими актами в лизинговом соглашении на трехсторонней основе обязательно указывается, что оборудование приобретается с целью последующей сдачи в аренду и что оно может использоваться только в производственных целях, а также ограничиваются условия права на покупку и цены, по которой оборудование приобретается после окончания срока договора. Вместе с тем в этих странах вопросы риска и возникновения ответственности решаются общими нормами гражданского и торгового права.
Во второй группе стран правовое регулирование лизинга осуществляется, исходя из двух принципов:
- в зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное пользование;
- в зависимости от субъектов лизингового соглашения.
Например, в законодательной практике Англии при условии, что стоимость объекта лизинга не превышает 2000 фунтов стерлингов, а пользователем является юридическое лицо, применяются нормы Закона об аренде - продаже 1965 г.
Для третьей группы стран характерно использование в качестве основы нормативных актов США, где отсутствие специального законодательства не препятствует развитию лизинга. Это объясняется тем, что до недавнего времени в США главным побудительным мотивом обращения к лизингу выступали амортизационные и налоговые льготы. Они, в свою очередь, регламентировались в законодательных актах по вопросам налогообложения. В странах этой группы применительно к лизинговым сделкам также широко используются общие положения гражданского и торгового права. С 1986 г. благоприятный климат для развития лизинга, связанный с налоговыми льготами, изменился, так как правительство США увидело в нем своеобразную субсидию на благо других государств, так называемый «экспорт налоговых льгот». Большая часть налоговых льгот в дальнейшем была сокращена через механизм амортизации.
По разному решается во многих странах и вопрос о субъектах лизинговых отношений. Так, во Франции лизинговые сделки могут осуществить банки и связанные с ними специализированные финансовые организации. В Бельгии заниматься лизингом могут только организации, получившие специальное разрешение Министерства экономики. В Италии лизингодатель должен иметь определенный размер капитала. В США получили распространение четыре вида лизинговых компаний:
- банки или их отделения;
- специализированные отделения по лизингу фирм - производителей техники;
- независимые лизинговые фирмы;
- другие организации (страховые, брокерские, инвестиционные и другие).
Активное внедрение банков в сферу лизингового бизнеса определяется рядом причин [13, С.80].
Во-первых, практически во всех странах банкам было разрешено сдавать в лизинг имущество, т.е. выступать в роли непосредственных арендодателей. В результате, когда на рубеже 60 – 70-х годов у компаний возникла острая нехватка ликвидных средств, банки не замедлили воспользоваться этим правом и стали сдавать в лизинг оборудование.
Во-вторых, законодательство ряда стран запрещает банкам предоставлять кредиты одному заемщику в размере, превышающем 10% их уставного капитала, в то время как на лизинг подобные ограничения не распространяются.
В-третьих, поскольку лизинговые операции представляют собой по форме варианты кредитования и в ряде случаев их основным содержанием является финансирование (в первую очередь финансовый лизинг), банки становятся необходимыми участниками организации и выполнения лизинговых проектов. Сегодня уже ни одна достаточно крупная операция не обходится без непосредственного участия банков.
Одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота, когда до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога. Например, расходы по покупке оборудования могли составить 10000 долл., инвестиционная льгота – 10%. В этом случае 10000 долл. вычтут из суммы налога. Однако право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды управлением внутренних доходов министерства финансов США, в соответствии с которыми:
- продолжительность лизинга должна быть меньше 30 лет;
- лизинг не должен предусматривать возможность покупки имущества по цене, ниже разумной рыночной, например, за 1 доллар;
- лизинг не должен предусматривать график платежей, в соответствии с которым они вначале будут больше, а затем меньше. Это было бы свидетельством того, что лизинг используется как средство ухода от налога;
- лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли;
- при определении возможности продления лизинга должна учитываться текущая рыночная стоимость оборудования.
Поскольку лизинг предоставляет сторонам существенные налоговые льготы, то фискальные органы в первую очередь определяют, не является ли лизинг замаскированной куплей-продажей, которой стороны придали форму договора лизинга лишь для того, чтобы воспользоваться этими льготами. При этом практика лизинга опирается на ряд нормативных актов. Служба внутренних доходов США периодически публикует правила, в которых регулируются те или иные вопросы лизинга: в них излагаются основные критерии определения различий между договором лизинга и договором условной купли - продажи.
Договор заключается как лизинговый в целях льготного налогообложения, когда лизинговая компания рассматривается как собственник имущества, если арендодатель не эксплуатирует имущество в течение практически всего срока его службы. На практике основная часть судебных дел, в которых договор не был признан лизинговым, касается тех договоров, где имущество пользовалось в течение почти всего экономического срока службы.
Договор рассматривается как купля - продажа, если в нем предусмотрен обязательный переход права собственности к арендатору.
Договор не будет рассматриваться как договор лизинга, если периодические платежи значительно превышают существующие справедливые ставки платежей за временное пользование данным видом имущества. За точку отсчета берутся в этом случае платежи по договору, который, без сомнения, является лизинговым. Предпосылкой для использования такого критерия явился тот факт, что при условной продаже продавец, как правило, быстрее возвращает себе стоимость имущества и получает прибыль, нежели лизинговые компании. Поэтому завышенные периодические платежи могут свидетельствовать о том, что заключен договор условия купли-продажи, а не лизинга. Если цена опциона на покупку является низкой по сравнению с остальными платежами, то договор также квалифицируется как купля - продажа.