Финансирование негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрено осуществлять на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов работодателей системы образования, работников, а также дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.
Фонд после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию имеет право осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами. Негосударственное пенсионное обеспечение является необязательным, дополнительным по отношению к государственному и осуществляется в форме дополнительных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.
Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Этот договор представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Фонд может осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от других видов деятельности – обязательного пенсионного страхования или профессионального пенсионного страхования.
Право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию у фонда возникает после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, регистрации в ФСФР России страховых правил, регистрации в ФСФР России в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
Деятельность фонда по обязательному пенсионному страхованию осуществляется на основании договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемого между фондом и застрахованным лицом. По этому договору фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.
Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.
Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению не зависят друг от друга. Однако на момент подачи в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет.
Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию не зависит от деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию и может осуществляться отдельно. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляется фондом в соответствии с заключенным договором о создании профессиональной пенсионной системы.
На сегодняшний день осуществляют деятельность около трехсот НПФ, зарегистрированных во всех субъектах Российской Федерации. Их суммарное собственное имущество составляет около 500 млрд. руб. Численность участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению превысила 6,5 млн. человек, из них около 1 млн. человек уже получают негосударственные пенсии. Число граждан застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, доверивших свои пенсионные накопления НПФ, приближается к 1,9 млн. человек. Эти цифры наглядно показывают, что деятельность НПФ, даже в, так сказать, изначальной и основной сфере – негосударственном пенсионном обеспечении, пока еще не вышла на приемлемый уровень. Хотя абсолютные показатели, характеризующие работу фондов на этом направлении, достигли значительных величин, относительные показатели демонстрируют недостаточность предложения услуг НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению. Ими охвачены пока только около 8% экономически активного населения страны.
Такое явно недостаточное развитие негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране определяется, прежде всего, отсутствием в обществе страховой культуры, традиции заботы в трудоспособном возрасте о материальном обеспечении на старость. Хотя пенсионные договоры, по которым граждане выступают вкладчиками в свою пользу или в пользу ближайших родственников, и нельзя уже назвать редкостью в масштабах страны количество таких договоров крайне незначительно. Существенно более широкое распространение получили заключаемые в пользу работников пенсионные договоры, вкладчиками по которым являются юридические лица. Однако, по оценке Федеральной службы по финансовым рынкам, не более 10% коллективных договоров содержат положения об обязанности работодателя обслуживать корпоративную пенсионную программу, поскольку никакие нормативно-правовые акты не предписывают организациям заниматься негосударственным пенсионным обеспечением работников. В связи с этим обсуждается вопрос о внесении соответствующих норм в Трудовой кодекс РФ.
Одной из основных причин, по которым корпоративные пенсионные программы не получили необходимого распространения, является избыточное налогообложение на всех стадиях организации негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионные взносы могут быть включены юридическим лицом-вкладчиком в состав расходов на оплату труда, но лишь в определенных пределах. Пенсионные взносы, превышающие 12% от суммы расходов на оплату труда, в состав расходов не включаются и, соответственно, платятся из прибыли организации после обложения налогом на прибыль. Причем действующей на сегодня редакцией Налогового кодекса РФ вводится ограничение, в соответствии с которым пенсионные взносы могут быть отнесены к расходам лишь в том случае, если пенсионный договор предусматривает «выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет». Чем руководствовались авторы этой нормы, не разрешая отнесение к расходам пенсионных взносов по договорам, предусматривающим пожизненные пенсии (принципиально иные по сравнению с пенсиями до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника), осталось неизвестным. К счастью, Федеральным законом от 24.07.2007 г. в соответствующую статью вносится поправка, устраняющая эту нелепость и разрешающая отнесение к расходам взносов по пенсионным договорам, предусматривающим пожизненные пенсии, но действовать эта поправка начала только с 01.01.2008 г.
До настоящего времени не разрешена спорная ситуация, связанная с правомерностью обложения единым социальным налогом пенсионных взносов в пользу конкретных работников. Позиция налоговых органов в большинстве случаев такова, что эти взносы считаются выплатами в пользу физических лиц и в качестве таковых подлежат обложению единым социальным налогом. Таким образом, взносы для обеспечения негосударственных пенсий служат объектом обложения налогом для обеспечения пенсий государственных. Попытки работодателей оспорить такую трактовку налоговых норм приводили к арбитражным решениям, как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов. Эта неопределенность, безусловно, не способствует развитию негосударственного пенсионного обеспечения.
Несмотря на то, что НПФ и управляющие компании обязаны обеспечить сохранность средств пенсионных резервов и их прирост темпами, по крайней мере, превышающими инфляцию, по пенсионным договорам, заключенным с вкладчиками – юридическими лицами, часть дохода от размещения пенсионных резервов, превышающая доход, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, подлежит обложению налогом на прибыль организаций. Но такой порядок налогообложения определен лишь для средств пенсионных резервов, учтенных не на солидарных пенсионных счетах. Если эти средства размещаются на солидарных счетах, т.е. в случае применения солидарных пенсионных схем, не предполагающих персонификацию пенсионных резервов на этапе накопления, обложению налогом на прибыль подлежит весь доход от размещения пенсионных резервов.
Наконец, на стадии пенсионных выплат средства, выплачиваемые пенсионерам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если соответствующий пенсионный договор заключен вкладчиком – юридическим лицом (иным работодателем) или физическим лицом в пользу другого лица. Очевидно, что ситуация, когда пенсионные выплаты по договору, заключенному, например, мужем в пользу жены, облагаются налогом на доходы физических лиц, выглядит нелепо. Однако принципиально против налогообложения на этапе пенсионных выплат специалисты пенсионной сферы в целом не возражают. Но целесообразен отказ от налогообложения пенсионных средств на этапе внесения взносов и размещения пенсионных резервов, в соответствии с обычной практикой в развитых зарубежных странах. Необходимы официальные разъяснения по вопросу правомерности взимания единого социального налога с сумм персонифицированных пенсионных взносов. Крайне желательно полное освобождение части дохода от размещения пенсионных резервов, направляемой на пополнение этих резервов, от обложения налогом на прибыль организаций. И совершенно необходимым представляется отказ от дестимулируюших налоговых мер в отношении солидарных пенсионных схем.