Год | Количество проданных носителей, млн. штук | Объем розничных продаж в стоимостном измерении, млн. долл. | Изменение по сравнению с предыдущим годом, в %. | |||||||
Синглы | LPs | MCs | CDs | DVD | VHS | Всего | Изменение количества проданных носителей | Изменение объема продаж в стоимостном измерении | ||
2007 | 0,3 | 0,1 | 95,0 | 18,2 | 0,03 | 0,1 | 113,5 | 280,8 | 1,5 | 23,9 |
2006 | 0,2 | 0,1 | 100,2 | 11,4 | 0,02 | 0,1 | 111,9 | 226,6 | 1,5 | 17,8 |
2005 | 0,5 | 0,1 | 100,0 | 10,0 | - | - | 110,3 | 192,4 | 7,0 | 47,0 |
Таким образом, как видно из вышесказанного, главной проблемой российских звукозаписывающих компаний является преобладание на рынке дешевой "пиратской" аудио- и видеопродукции, в результате чего деятельность многих компаний является убыточной, соответствующие правообладатели не получают причитающегося им вознаграждения, данная сфера бизнеса становится непривлекательной для потенциальных инвесторов. Чтобы выжить и преуспевать в условиях недобросовестной конкуренции со стороны нелегальных производителей компаниям, занятым в области интеллектуальной собственности, необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности их деятельности, роста в долгосрочной перспективе.
Кроме того, рынок CD рушится под натиском mp3 — относительно дешевого и наиболее распространенного в сети формата. Цифровые продажи, по данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), выросли в 2009 году на 24%, до $3,78 млрд. Многие, впрочем, предпочитают вовсе не платить за музыку, и не только в России — возможностей для этого в интернете предостаточно. Зачем покупать CD, если можно спокойно скачать его бесплатно? Диски покупают либо люди старого поколения, не погруженные в интернет с головой, либо аудиофилы — их, увы, не очень много.
В современных условиях многие музыканты волей-неволей вынуждены отводить все большую роль реализации своих записей через интернет. Как следствие, музыканты, ориентируясь на интернет, уже не так строго относятся к качеству записи. В сети этот вопрос отходит на второй план: главное — засветиться. Поэтому многие из экономии идут делать запись либо в домашнюю студию, либо даже на репетиционную базу. Таким образом, спрос на услуги профессиональных студий падает, соответственно, снижаются и их доходы.
Условно все студии можно разбить на три типа. Компаний топ-класса, предлагающих высочайшее качество записи, профессиональный продакшн, способных работать с любым проектом — будь то хор, оркестр, эстрадная группа, — в России нет.
Это связано, прежде всего, с финансами: требуются вложения около $10 млн.
Для России более характерны небольшие компании среднего класса, на создание которых на первых порах может хватить и $200 тыс. Но, конечно, это минимум: иногда затраты могут доходить и до $1,5 млн., особенно если предполагается работа с живой музыкой. В зависимости от типа работы такие фирмы берут за услуги от 1000 до 3000 рублей в час.
Основные заказы поступают им от начинающих музыкантов и корпоративных клиентов, которым необходимо записать музыку или текст для рекламы. Оборот на этом сегменте рынка небольшой — от $60 тыс. до $250 тыс. в год.
И третий тип — домашняя аудитория, которую может организовать при желании каждый: затраты на оборудование минимальные, за аренду помещения платить не надо. Это самый экономичный вариант записи: достаточно заплатить 300-500 рублей в час, и при этом качество записи может быть на довольно высоком уровне. Зачастую дома пишутся сами музыканты, неудовлетворенные услугами более крупных компаний. Годовой оборот домашних студий звукозаписи доходит в лучшем случае до $50 тыс., а посчитать их реальное количество не представляется возможным. В Москве, по разным данным, работает от 200 до 300 домашних и средних студий.
Такая ситуация — прямое следствие спроса: если студия звукозаписи загружена на 85%, то это уже очень хорошо. Причем три четверти заказов приходится на самые дешевые виды работ — на запись вокала и мастеринг (процесс подготовки и переноса записанной фонограммы на какой-либо носитель для последующего тиражирования). А это автоматически означает низкую рентабельность бизнеса, в среднем 10%.
Несмотря на немалое количество игроков, конкуренция на рынке звукозаписи — понятие относительное: по сути, каждая рекорд компания занимает свою маленькую нишу. В силу этого, а также в силу отсутствия массового потребителя четко прослеживается две тенденции. Во-первых, цены диктует клиент: многие хотят европейского звука за минимальные деньги. Во-вторых, звукозаписывающие компании не стремятся повышать качество услуг.
Чтобы музыкальный бизнес стал прибыльным, нужно создавать не отдельные студии звукозаписи, а целые продюсерские центры, которые занимались бы записью, выпуском дисков, раскруткой артиста, организацией концертов, заключением рекламных контрактов — в общем, полным обслуживанием артистов. Именно так работают гиганты музыкальной индустрии, такие как Sony Music, BMG, Warner, Universal, EMI.
Для выхода на такой уровень России придется еще много работать, и в первую очередь — вырастить для музыкального рынка необходимые кадры. Руководители студий в один голос заявляют, что действительно профессиональных звукорежиссеров в нашей стране единицы.
Выходить на рынок звукозаписи с минимальным бюджетом, чтобы создать очередную, ничем не отличающуюся от других студию, вряд ли стоит. Конечно, все зависит от финансовых возможностей. Но легкой прибыли здесь точно не будет. И чтобы развиваться, важно выбрать один из непростых, но единственно перспективных путей — либо работать на имидж, чтобы в итоге привлечь в клиенты музыкальную элиту, либо изначально сделать ставку на диверсификацию бизнеса и выход на смежные рынки. Однако и в том и в другом случае помимо существенных инвестиций потребуются хорошие связи и умение грамотно подбирать персонал.
По оценкам экспертов, российские студии звукозаписи заработали в 2009 году около $60 млн. Однако эта индустрия — лишь одно из подразделений другого бизнеса, индустрии продаж музыкальной продукции. И здесь речь идет уже о совсем других доходах. По экспертным оценкам, в прошлом году оборот компаний, тиражирующих и дистрибутирующих музыку, составил в России приблизительно $700 млн.
В 2009 году на российском рынке проявляли активность более сотни звукозаписывающих компаний. Основной тон задавали следующие игроки . CD-Land, Nox Music, Реал Рекордз, RMG и другие. Практически все упомянутые компании являются владельцами смежных фонограммных прав и в международной классификации относятся к категории independent labels. Условно отечественные компании можно систематизировать по времени работы на рынке и репертуарной принадлежности.
Главные игроки рынка музыкальной индустрии представлены в таблице 3.
Таблица 3
Конкуренция на рынке рекорд индустрии
Конкурент | Репертуар | Ценовая политика | Примечания |
PolyGram/Universal | Международный, российский | Согласны с политикой особых, низких цен на CD в России ($2.5-5) | Представляет интересы мэйджора в России. Контракт с Алсу, Тату |
BMG | Международный | Согласны с политикой особых, низких цен на CD в России ($3-5) | Представляет интересы мэйджора в России. На рынке с 1999 года |
Продолжение таблицы 3
Конкурент | Репертуар | Ценовая политика | Примечания |
Студия СОЮЗ/Warner | Международный, российский | Считают, что диски в России нужно продавать по единой мировой цене ($15-17) за новый релиз | Представляет интересы мэйджора в России. На рынке работает с 1992 года |
РЕАЛ Рекордз | Российский | Согласны с политикой особых, низких цен на CD в России ($3-5) | На рынке с 1999 года. Контракты с Земфирой, "ЧАЙФом", "Total", Витас |
SONY Music | Международный, российский | Считают, что диски в России нужно продавать по единой мировой цене ($15-17) за новый релиз | В России с февраля 2000 года. Первый контракт заключен с группой "БИ-2". Представляет интересы мэйджора в России |
АРС Рекордз | Российский | Согласны с политикой особых, низких цен на CD в России ($3-5) | На рынке с 1996 года. Сотрудничает с "Монолит". Контракт с "Дискотекой "Авария" |
ГАЛА Рекордз/EMI | Международный, российский | Считают, что диски в России нужно продавать по единой мировой цене ($15-17) за новый релиз | На рынке с 1988 года. Представляет интересы мэйджора в России. |
На рынке аудио продукции основными конкурентами являются PolyGram, Warner, BMG, Реал Рекордз, Студия "СОЮЗ". У каждого конкурента специфическая стратегия и ниша на рынке.
Например, РЕАЛ РЕКОРДЗ предлагает музыку, ориентированную на новое поколение. Среди проектов этой компании – Земфира, Алсу, Чичерина. Во главе компании стоит вождь, идеолог и "духовный лидер" Константин Эрнст, что во многом определило стратегию ее развития. Коллектив единомышленников, как они сами себя называют, вырос в стенах студии "СОЮЗ". Теперь они организовали собственный лейбл, единственный в стране, генеральным директором которого является женщина. Компания выпускает диски под двумя марками: слоган "РЕАЛ РЕКОРДЗ" красуется на творениях рок-музыкантов: "ДДТ", "ЧайФа", "Сплина", "Земфиры". А под эгидой "Айсберга" выпускается популярная эстрадная музыка.
АРС РЕКОРДЗ – один из старейших долгожителей российского шоу-бизнеса. Помимо обычной для музыкального лейбла работы с авторами и исполнителями, компания производит целую обойму популярных телепроектов с довольно высоким рейтингом – это и "Утренняя почта", и "Песня года", и "Горячая десятка". LOVE Радио – еще одно детище холдинга. Не менее успешно компания занимается концертной деятельностью, организуя гастроли российских исполнителей по СНГ, Америке, Израилю и Германии. Четыре года назад холдинг "АРС" основал "Независимое Агентство Авторских Прав", которое отстаивает интересы, а кроме того выполняет посреднические функции, помогая исполнителям, особенно начинающим, пробиться к популярным авторам. Среди известных исполнителей, выходивших на "АРС РЕКОРДЗ" можно назвать Ю. Шатунова, группу "Блестящие", "Руки вверх" и многих других.