В то же время в ближайшие годы решающее значение в привлечении иностранных инвестиций будет играть не политика региональных властей, а ресурсный потенциал регионов. Теперь на федеральном уровне активизировалась работа по законодательному оформлению привлечения иностранного капитала в сырьевые отрасли. Принят закон “О соглашениях о разделе продукции”; принят в первом чтении и подготовлен к рассмотрению во втором чтении законопроект “О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами”. В мае с.г. Госдума приняла в первом чтении законопроект “О перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции”. По сообщениям печати, в перечень вошли пять нефтегазовых месторождений - Самотлор, Красноленинское, Ромашкинское, Приразломное и месторождения северной части острова Сахалин, а также Яковлевское железно-рудное месторождение и золотоносная Курганахская группа. Таким образом, перспективы притока иностранного капитала в сырьевые регионы приобретают конкретные очертания. Создание необходимой законодательной базы позволит реализовать потенциал инвестиционной привлекательности богатых ресурсами областей России.
Шансы же регионов, на территории которых нет месторождений международного значения, на активное привлечение иностранных инвестиций остаются слабыми. Однако, в последнее время возникла точка зрения, согласно которой намечаемые к реализации сырьевые проекты способны дать толчок активному притоку капиталовложений в машиностроительные регионы - в первую очередь в области, где попали под конверсию высокотехнологичные производства бывшего ВПК - предприятия Северодвинска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Комсомольска-на -Амуре и др.
Чтобы дать толчок активизации инвестиционных процессов в регионах, прилегающих к сырьевым, условия концессионных договоров и соглашений о разделе продукции должны обеспечивать максимальное привлечение российских предприятий к реализации проектов (использование мощностей перерабатывающих заводов, размещение на конкурсной основе заказов на оборудование, производство работ и т.п.).
При этом следует иметь в виду, что заказы оборудования для добывающей промышленности реально способны обеспечить работой лишь часть машиностроительного сектора - химическое, нефтехимическое и тяжелое машиностроение, а также связанные с этими видами машиностроения металлургические и металлообрабатывающие предприятия. Остро нуждающиеся в капиталовложениях регионы центральной России в ближайшие годы вряд ли получат крупные иностранные инвестиции и новые рабочие места. Поскольку значительного роста потребительского спроса на внутреннем рынке не ожидается, не произойдет существенного увеличения капиталовложений в легкую промышленность, сельское хозяйство.
Широкий допуск иностранного капитала в добывающие отрасли может привести к постепенному сокращению национальной сырьевой базы, поэтому он должен рассматриваться лишь как вынужденная мера. В этой связи большое значение приобретает эффективное использование государством и его субъектами доходов, получаемых от концессионных договоров и соглашений о разделе продукции.
Когда России удастся добиться устойчивого роста ВВП и внутренних капиталовложений в течении нескольких лет подряд, в том числе и в не сырьевых регионах можно будет ожидать оживления притока в реальный сектор экономики иностранного капитала, не ориентированного на вывоз природных ресурсов. С этого момента допуск иностранных инвесторов в добывающие отрасли следует, вероятно, ограничить кругом проектов, по которым концессионные договоры и соглашения о разделе продукции были заключены ранее.
Но так или иначе для стимулирования притока иностранного капитала в не сырьевые отрасли и регионы необходимо активная политика по привлечению инвесторов. В частности, было бы целесообразно в трудоизбаточных регионах предоставлять инвесторам, как иностранным, так и отечественным, льготы за создание и сохранение рабочих мест (в зависимости от их количества) вплоть до полного освобождения от налогов.
Стабилизация экономики, ее структурная перестройка и последующее развитие невозможны без активизации инвестиционной деятельности - как в масштабах национального хозяйства, так и в отдельно взятом регионе. Естественно, прежде всего вопрос стоит о необходимости мобилизации и более эффективного использования внутренних ресурсов. Вместе с тем важную роль могут сыграть и иностранные инвестиции.
Для нашей страны иностранные инвестиции представляют собой достаточно новую форму международных экономических связей. Лишь начиная с 1987 г., после почти 60-летнего перерыва, на территорию СССР, а затем суверенной России стал допускаться западный капитал. Даже в условиях экономического спада и социально-политической нестабильности, являющихся неизбежными при переходе к рыночной экономике, активность иностранных инвесторов на российском рынке растет год от года.
Как сфера приложения капитала, Сибирь располагает значительным потенциалом: богатейшие природные ресурсы, квалифицированная и при этом дешевая рабочая сила, развитая промышленность, включая машиностроение, оборонную, химическую и другие отрасли ( особенно южная зона Сибири вдоль Транссиба); высокий научный потенциал (в первую очередь крупные научные центры в Новосибирске и Томске); выгодное географическое положение на пути из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона; развитая транспортная инфраструктура и т. д. Немаловажный фактор и то, что Сибирь относится к относительно спокойным регионам с точки зрения национальных отношений.
Тем не менее пока предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) создаются главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и других городах Европейской части России. Однако огромный Сибирский регион также начинает втягиваться в этот процесс. Формально на территории Сибири зарегистрировано немногим более 6% от общего количества российских ПИИ, фактически же их значительно больше: многие ПИИ, действующие в Сибири, особенно в добывающих отраслях, имеют московский или санкт-петербургский юридический адрес.
Наиболее активно зарубежные фирмы создают совместные предприятия в Новосибирской области - на нее приходится 17% сибирских ПИИ. Территория эта не богата природными ресурсами, но областной центр Новосибирск является самым крупным городом Сибири и важнейшим транспортным узлом, в котором пересекаются ключевые железнодорожные, автомобильные, воздушные и речные пути. Благодаря своему выгодному географическому положению и развитой промышленности Новосибирск становится одним из важнейших торговых и финансовых центров страны.
На втором месте по числу созданных ПИИ находится Тюменская область - здесь основным фактором является концентрация на территории области огромных запасов углеводородного сырья.
Третье место занимает Алтайский край, как и Новосибирская область не имеющий значительных природно-сырьевых ресурсов, но тем не менее обогнавший такие богатые сырьем области, как Иркутская и Кемеровская, а также центр сибирской нефтехимии Омскую область. Алтайский край получил статус свободной экономической зоны и соответственно имеет ряд льгот.
Если не сырьевые регионы Сибири лидируют по количеству совместных предприятий, то сырьевые - по средней величине уставного капитала. По этому показателю лидерами являются Томская, Тюменская, Кемеровская области, Красноярский край.
Наиболее крупные ПИИ сконцентрированы в сибирском топливно-энергетическом комплексе:
· российско- канадские совместные предприятия “Юганск-Франкмастер” и “Самотлор-Сервисиз”, российско-американские “Белые ночи” и “Варьеган-нефть”, российско-германское “Меками-нефть” в Тюменской области (добыча нефти);
· российско-канадские “Вах-Франкмастер Сервисиз” и “Васюган-Сервисиз” в Томской области (также добыча нефти);
· российско-канадское “Кузбасс-Кентек” и российско-австрийское СП “Кузнецкая” в Кемеровской области (угольная промышленность).
Ряд крупных ПИИ созданы в лесной и деревообрабатывающей промышленности- преимущественно в Иркутской области. Это прежде всего российско-японские предприятия “Игирма-Тайрику” (одно из первых совместных предприятий в стране) и “Байкал”, а также совместное с Великобританией предприятие “Сибмикс-Интернейшенал”. Среди других крупных производственных ПИИ Сибири можно также назвать Российско- австрийское АО “Лензолото” в Иркутской области и российско-бельгийское СП “Алсана ЛТД” в Алтайском крае (обработка алмазов).
Таким образом, серьезные масштабные инвестиции идут пока лишь в единичные, гарантирующие прибыль проекты, такие как добыча и переработка углеводородного сырья, вырубка и переработка леса. Ввиду высокой степени инвестиционного риска ( это характерно и для России в целом, и для Сибири как ее части) преобладающая линия поведения инофирм пока - “застолбить” место на потенциально перспективном рынке посредством небольших инвестиций в не капиталоемкие сферы с быстрой отдачей.
Отраслевая структура ПИИ в Сибири в целом близка к общероссийской при несколько более высокой доле промышленности и соответственно более низкой - торговли и прочих отраслей. Смещение в пользу промышленности происходит за счет сырьевых отраслей, в первую очередь лесной/деревообрабатывающей и топливной промышленности. Так, на машиностроение в Сибири приходится 20% промышленных ПИИ, а на лесную/деревообрабатывающую и топливную отрасли - в сумме 46% (соответственно 33 и 13%).