Смекни!
smekni.com

Экономическая сущность и необходимость страхования (стр. 5 из 8)

В бизнесе следствиями действия природных ограничений являются пониженный уровень его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. При таких ограничениях отечественная экономика могла быть эффективной и конкурентоспособной только в целом, то есть функционируя как единый народнохозяйственный комплекс. В этом комплексе ведущую роль должны были играть производства с высокой долей интеллектуального труда и, соответственно, интеллектуальной ренты. Отрасли же добывающей промышленности и отрасли, производящие продукцию с невысокой долей добавленной стоимости, должны были играть важную, но подчиненную роль ресурсной базы для отечественных наукоемких отраслей, а также для домохозяйств, для их совокупного спроса. Важно подчеркнуть, - прежде всего, для спроса внутреннего, независящего от глобальной конъюнктуры.

Только при проведении социально-экономической политики, обеспечивающей функционирование отечественной экономики как единого комплекса, где сверхприбыли формируются за счет интеллектуальной ренты [10], можно было бы говорить о ее конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В свою очередь, эти сверхприбыли должны были стать источниками обеспечения развития и платежеспособности отечественных предприятий и, соответственно, домашних хозяйств и государства. Именно такая политика открывала путь для устойчивого поступательного развития и страховых отношений в нашей стране.

Однако в России пока возобладали интересы сырьевой корпоратократии [11]. Из народного хозяйства были фактически вырваны, переориентированы на экспорт и изолированы от нужд развития страны сырьевые и полусырьевые отрасли.

Отрасли же обрабатывающей промышленности, машиностроения, отрасли с высокой долей добавленной стоимости в целом, были предоставлены сами себе, что в условиях постоянного действия объективных природных ограничений означало их неуклонную деградацию. Интересы предприятий сырьевого комплекса приобрели приоритетный характер, вступили в противоречие с интересами общества. Наиболее яркие примеры этого: уровень современных внутренних цен на горючее в условиях существенного падения цен на сырую нефть, планы довести внутренние цены на газ до мирового уровня, невзирая на то, что уровень энергопотребления у нас в стране по объективным причинам (8 зимних месяцев в году и др.) в разы выше, чем в остальном мире и т.п.

В свою очередь, функционирование предприятий обрабатывающей промышленности, наукоемких производств, в большей степени происходило и происходит в режиме «искусственного дыхания», на котором, как известно, долго не протянешь.

К настоящему времени вместо единого народнохозяйственного комплекса в стране сложилась неэффективная экономика, фактически состоящая из двух слабосвязанных секторов, между которыми не происходит необходимого перелива капиталов. Экономика с такой структурой оказалась критически зависимой от колебаний мировых цен на сырье, полуфабрикаты и импорт. При этом в российской хозяйственной системе до сих пор не удалось ограничить произвол монополий и вызванный этим неконтролируемый рост издержек у предпринимателей и домашних хозяйств. Все эти годы в стране не проводилось активной инвестиционной политики и политики по подготовке квалифицированных кадров, особенно в части специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих.

В результате к настоящему моменту сложилось положение, при котором в России основные факторы производства - основной капитал и труд - оказались в состоянии, препятствующем его нормальному функционированию. В этом же направлении продолжает неизменно влиять и такой фактор производства, как земля (то есть природно-климатические условия производительной деятельности), действующий в России, как уже отмечалось, с особой силой.

С одной стороны, постоянно падала эффективность экономики вследствие неуклонного роста инфляции издержек, вызванного произволом монополий, коррупционной нагрузкой на бизнес и действием природно-климатических ограничений на предпринимательскую деятельность и домашние хозяйства. С другой стороны, вследствие падения качества и, соответственно, спроса на продукцию, производимую на изношенном и устаревающем оборудовании в условиях снижения качества рабочей силы, падали доходы предприятий и, соответственно, их работников. Это состояние и формирует основу для современного кризиса отечественной экономики.

В настоящее время средняя рентабельность предприятий обрабатывающей промышленности в стране составляет 8% [12] ( в 2006 г. – 12% [13]).

Очевидно, что эта системная деградация, продолжающаяся уже более полутора десятков лет, и ставшая причиной кризиса отечественной экономики, непосредственно не связана с мировым финансовым кризисом.

Влияние мирового экономического кризиса: обострение внутренних противоречий российской экономики

В прошлом, в течение 2000 – первой половины 2008 гг. с помощью перераспределения сверхдоходов от сырьевого экспорта, удавалось компенсировать падение качества производимой продукции и рентабельности отечественной экономики либо непосредственно через бюджет, либо через кредиты, полученные за рубежом под сырьевые доходы. Однако, к настоящему моменту возможности продолжать такую политику «обмазывания стен грязью» [14] оказались закрытыми вследствие кризиса мировой экономики и падения спроса на сырьевые и полусырьевые товары. Именно в этом смысле следует главным образом говорить о влиянии мирового кризиса на кризис российский. Как и следовало ожидать, «стена» современной российской экономики начала рушиться.

Это - удел любой сырьевой экспортоориентированной экономики. Результаты ее «развития» всегда оказываются ликвидированными последующим неизбежным кризисом. Такая экономика не только отбрасывается на исходные позиции, но нередко падает еще глубже, поэтому в долгосрочной перспективе она, в лучшем случае, пребывает в состоянии стагнации, как это уже отмечалось здесь 6 лет назад [15]. В том же ключе рассуждал и первый вице-премьер правительства-министр финансов РФ А.Л. Кудрин, вполне обоснованно утверждавший на заседании расширенной коллегии Минфина 14 апреля 2009 г., что «в ближайшие 10-20-50 лет мы не будем иметь таких благоприятных условий, которые были в период с 2000 по 2004 год» [16].

В условиях хронического недоинвестирования и падения качества рабочей силы производимые в стране товары и услуги становятся все менее востребованными по своей потребительной стоимости, вследствие чего происходит падение спроса на них и сокращение производства. В свою очередь, при таком развитии событий неуклонно будет увеличиваться доля населения, для которой будут становиться недоступными и импортные товары. Таким образом, современный кризис в РФ все больше будет приобретать характер кризиса недопотребления и недопроизводства.

Достигнув, наконец, в 2007-2008 гг. некоторых стоимостных показателей развития РСФСР 1989-1990 гг., при гораздо худшей по качеству отраслевой структуре, экономика РФ оказывается сегодня перед реальной угрозой падения до уровня конца 1960-х – 1970-х гг.

Вопрос качества структуры экономики, особенно с точки зрения состояния источников ее воспроизводства, является ключевым для понимания перспектив экономического развития РФ в процессе развертывания кризиса. Поэтому не случайно, что состояние структуры отечественной экономики беспокоит и руководство страны. В своем Бюджетном послании о бюджетной политике в 2010 – 2012 годах Президент РФ Д.А.Медведев подчеркнул: «Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры» [17]. На негативные последствия такой зависимости и обращал внимание А.Л.Кудрин 14 апреля.

В 2008 г. виды экономической деятельности, которые существовали, главным образом, за счет зарубежных кредитов и выручки от экспорта сырья давали, минимум, 42,7% ВВП: операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг - 11%, строительство – 6,4%, финансовая деятельность (фондовый рынок и банки) - 4,7%, торговля ( в которой основное место (по некоторым оценкам, более 80%) занимал кредитуемый на западные деньги ритейл) – 20,6%.

В существенной степени были завязаны на экспортные доходы и зарубежные кредиты: транспорт и связь (трубопроводы, железнодорожные, морские и речные перевозки) – 9,4% и добыча полезных ископаемых - 9,2%. Итого - значительная часть от 18,6% ВВП, который давали эти виды деятельности. В свою очередь, более ориентированные на внутренний спрос как источник функционирования, обрабатывающие производства и сельское хозяйство ( хотя и в сельскохозяйственной сфере немалое значение имела ориентация на зерновой экспорт) давали, соответственно, 17,2% и 4,7% ВВП [18] (суммарно 21,9%).

Таким образом, к моменту обострения кризиса большая часть отечественной экономики оказалась в непосредственной зависимости от конъюнктуры экспортных цен на сырье и от возможности перепродажи зарубежных кредитных ресурсов на внутреннем рынке.

При этом действие внутренних причин кризиса неуклонно сжимает наиболее технологичный реальный сектор отечественной экономики, а кризисные процессы, развивающиеся в мировой экономике, одновременно действуют в сторону сжатия ориентированного на экспорт сырьевого сектора и зависящих от него видов экономической деятельности. В целом, к сожалению, получается своеобразная негативная синергия.

Российское страхование: на периферии «периферийной» экономики

Хоть и опосредованной, но не менее глубокой оказалась зависимость от этих факторов и динамики российского страхования.

Начиная приблизительно с 2000 года, объективные общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка формировались под влиянием скачкообразного роста цен на экспортируемые в значительных масштабах из России сырьевые ресурсы и, главным образом, - под влиянием роста цен на сырую нефть. На этой основе начали расти, пусть и крайне неравномерно, доходы предприятий, домашних хозяйств, отдельных регионов и государства. На часть из этих доходов могли рассчитывать и отечественные страховщики.