Повышение цены не приводит к снижению потребления, оно остается на прежнем уровне. Любители спиртного не готовы от него отказаться, они будут покупать его и по более высокой цене. При этом нарушаются устоявшиеся пропорции расходной части бюджетов домохозяйств, недостающие средства на вздорожавшее спиртное отвлекаются от потребления других продуктов. В итоге снижается спрос на совершенно иные товары (чай, кофе, различные напитки и т.п.). Сокращающийся спрос приводит к снижению цен на них, уменьшению рентабельности их производства. Капитал начинает перемещаться в другие сферы, объем производства снижается, и только тогда восстанавливается равновесие.
Итак, непредсказуемый процесс переложения налогов может привести к обратному эффекту: намеревались снизить производство спиртного, а получили сокращение производства совсем иных товаров. Следует избирать более эффективные средства, например, пропагандировать здоровый образ жизни, формировать культ семьи и брака развивать спорт, культуру и т.п., тогда рынок сам отрегулирует производство: сократится спрос - уменьшится предложение. Таким образом, по мнению представителей первого направления, цель регулирования не может быть достигнута за счет налогов, а какой-либо результат регулирования является побочным эффектом налогообложения.
Столь развернутую аргументацию сторонником исключительности фискальной функции налогов мы привели, для того чтобы продемонстрировать достаточную логичность Их рассуждений о разделении главной и побочной целей в обложении. главная цель -фискальная, она и есть функция налога. Побочные цели, имея искажающий эффект и альтернативные средства для их достижения, не могут быть самостоятельными функциями налога.
Данная позиция имеет определенную поддержку и в финансовой мысли. В частности, И.В. Горский[2] настаивает исключительно на фискальной функции налогов. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Фискальная функция -единственная, которая за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах. М.В. Романовский и другие также говорят, что налоги имманентна единственная функция, которая достаточно ярко проявляется на всех исторических этапах его развития и служит атрибутом налога: нет денежных перечислений в бюджет - нет и налога[3].
- Второе направление в теории налогообложения
В рамках второго направления традиционно превалировало позитивное восприятие налогов. Его приверженцы отстаивали множественность функций налога. Логика их аргументации не столь оригинальная, но все же не менее убедительная. Основной акцент в ней делается на объективность и взаимосвязанность множества функций, выполняемых налогами.
Нельзя вычленить лишь фискальную либо какую-то иную единственную функцию, не замечая при этом, что налоги неизбежно оказывают полифункциональное воздействие на хозяйственную жизнь. Такое воздействие имеет объективный характер. Он проявляется независимо от воли законодателя, например, лишь желающего пополнить бюджет. Налоги, даже когда они вводятся исключительно по фискальным соображениям, объективно оказывают различные сопряженные воздействия на экономику. Следовательно, их нужно не игнорировать, не пытаться ду6лировать альтернативными инструментами экономической политики, а активно использовать, целенаправленно изменяя конструкции налогов так, чтобы проявлялись они наи6олсе эффективно.
Осознание объективности и взаимосвязанности множества функций позволяет придать им самостоятельный статус, а налоговой политике в целом - не только фискальную, но и экономическую направленность. И это нормальный процесс, поскольку налоговая политика является составной и притом важнейшей частью общей экономической политики государства. Другой вопрос, что дополнительные функции налога не наступают раз и навсегда определенными, застывшими в своем проявлении. Развитие производительных сил и экономики регулярно ставит перед налоговой политикой новые задачи, для решения которых разрабатываются новые налоги и совершенствуются уже существующие. В связи с этим теория и практика налогообложения периодически открывают новые экономические возможности налогов. Наиболее актуальные из них усиливаются в текущий момент, а потерявшие актуальность не поддерживаются далее налоговой политикой. Возможно, данным непостоянством отчасти и объясняется отсутствие определенности в составе функций, выполняемых налогами.
Сторонниками данного направления не оспаривается наличие главной и побочных целей в налогообложении. Главная цель -фискальная, она была, есть и будет всегда. Но побочные цели трактуются ими как второстепенные, которые хотя и имеют искажающий эффект, но не более чем все иные инструменты экономической политики.
В частности, в представленном выше примере со стимулированием прямое субсидирование имеет не меньший, а даже больший искажающий эффект. Субсидии порождают гораздо большие иждивенческие настроения, чем налоговое льготирование. Если налоговые льготы как для юридических, так и для физических лиц еще хоть каким-то образом связаны с результатами их деятельности, стимулируя получение большего дохода, то субсидии такой связи с результативностью не имеют и не решают задачу повышения эффективности использования ресурсов. Характерный пример – бесконечные субсидии сельскому хозяйству, которое хоть сними, хоть без них демонстрирует традиционны низкую результативность.
Известны случаи дестимулирования физических лиц к поиску новой работы, когда пособия по безработице устанавливались слишком высокими, и многие другие примеры искажающего действия субсидирования. Кроме того, су6сидирование всегда сопровождается вмешательством субъективного фактора в их распределение, т.е. уровнем приближенности просящего к распределителю и наличием неформальных связей между ними. В налоговом льготировании подобного фактора нет; льготами пользуются на основании норм закона.
Таким образом, фактор определенного искажения и отклонения получаемого результата от целевого ориентира присущ всем инструментам экономической политики, а не только налоговым. Следовательно, на этом основании нельзя признать экономические функции налога неэффективными и успешно заменяемыми, а значит, не существующими. Они существуют объективно, а эффективность их определяется продуманностью и непротиворечивостью налоговой политики в подборе соответствующих инструментов.
В рамках данного направления, отстаивающего многофункциональность налогов, как уже говорилось, нет твердо устоявшихся канонов как в восприятии числа, так и названий самих функций.
Одни нaлоговеды, в частности Д.Г. Черник[4], Г.Б. Поляк и А.Н. Романов[5], отстаивают бифункциональный характер налогов, ограничиваясь рассмотрением двух функций – фискальной и регулирующей. По их мнению, регулирующая функции неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой своеобразное единство противоположностей, определяющее не только их внутреннее единство, но и не исключающее при этом наличия противоречий между ними.
Другие авторитетные нaлоговеды, в частности А.В. Брызгалин[6], В.Г. Пансков, придерживаются мнения о полифункциональном характере налогов, полагая, что кроме фискальной и регулирующей функций следует выделять в качестве самостоятельных по меньшей мере также контрольную и распределительную функции.
Следует заметить, что подобный разброс мнений в ряде случаев не принципиален. Так, зачастую сторонники рассмотрения сверх фискальной функции только одной регулирующей (или как ее еще называют –экономической, распределительной) при раскрытии ее как для юридических, так и для физических лиц еще хоть каким-то образом связаны с результатами их контекста определяют различные сегменты проявления данной функции. Эти сегменты, отображая проявление в налогах процессов распределения, стимулирования и контроля, по сути воспроизводят аналогичные функции, но на более низком иерархическом уровне, как бы подчеркивая их подчиненность двум основным функциям.
Думается, что такая подчиненность одних функций другим не может задаваться априори. Она должна меняться в соответствии с приоритетными целями налоговой политики, которые неизбежно различаются на разных этапах социально-экономического развития страны. Неизменно основной может быть только фискальная функция. На стадии теоретического изучении остальные функции логичнее рассматривать как паритетные. Поэтому более обоснованно все же рассматривать полифункциональный характер проявления налогов.
Видится логичным выделение четырех функций налога, представленных на рис. 2.
1. Фискальная функция (от латинского fiscus – государственная
казна) является главной функцией налогов. Она отражает фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государства с целью создания материальной основы для реализации им своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних этапах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта.