Смекни!
smekni.com

Дискуссионные вопросы состава и содержания функций налогов (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Ростовский Государственный Экономический Университет

«РИНХ»

Кафедра налоги и налогообложение

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Дискуссионные вопросы состава и содержания функций налогов».

Выполнила Студентка:

Юридического факультета

группы 624

зачетная книжка № 27057

Фролова Я.С.

Научный руководитель:

Пешкова Е.П.

Ростов - на - Дону

2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Эволюция научной мысли о налогах

1.1 История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов

1.2. Экономическое содержание налогов

Глава 2 Вопросы состава и содержания функций налогов

Заключение

Список литературы


Введение

Налог является одним из самых основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Налог обычный источник государственных средств. С классовых позиций, обращал внимание К. Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».[7]

Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Они основывались на идее невмешательстве государства в экономику, на идее непроизводительного характера государственных услуг. Теории давали обоснование налога и его определение. Особое место в индивидуалистических теориях налога занимает классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. Взгляды А. Смита на налог не сгруппированы еще в систему, у него нет даже определения налога, но он первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, А. Смит считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. «Материальное, вещное воззрение на хозяйство, считающее производительным трудом только такой, который овеществляется в предметах, обладающих меноспособностью, такое воззрение должно было стать во враждебное отношение к налогу, окупающему услугу государства, видя в нем отклонение народных ресурсов от содержания производительного труда, а это воззрение имеет своим отцом А.Смита».[5]

С другой стороны, можно заключить, что теория о непроизводительности государственных услуг не мешает А. Смиту признать налог справедливой ценой за оплату услуг государству: «Расходы правительства по отношению к подданным то же, что издержки управления относительно хозяев большого владения, обязанных участвовать в этих издержках в размере доходов, получаемых каждым из этого владения».[5]

Но теория производительного труда А. Смита ограничивает сферу действия налога. Только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего общества», т. е. налогами. Все остальные расходы, связанные «с отправлением правосудия, с содержанием общественных заведений и работ, учреждений общественного образования и религиозного воспитания» должны оплачиваться специальными пошлинами, хотя и здесь А. Смит говорит, что недобор пошлин должен покрываться сборами со всего общества, налогами. Граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем выгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делает ради них. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности».


Глава 1. Эволюция научной мысли о налогах

1.1 История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов

Налоги — это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, это основной источник образования государственных финансов в виде обязательных платежей части произведенного общественного продукта.

Процесс формирования представлений о сущности и природе налогов прошел несколько этапов в своей эволюции.

1. В Древнем мире одной из первичных форм налогообложения выступала дань с побежденного народа, а все имущество побежденной страны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». Население поверженной страны обязывалось выплачивать содержание победителям, т.е. первым прообразом налогов был налог на побежденных. Конечно, дань не являлась в прямом смысле налогом, но она была тем прообразом, с которого брали начало современные налоги.

2. Во времена возникновения первых государств налоги стали рассматриваться как необходимое жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих первых налогах угадывался их важнейший признак – обязательность.

3. В Древнем Египте и других восточных государствах налоги взимались в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей главе государства.

4. В ранних феодальных государствах налоги рассматривались в качестве даров, подарков правящему монарху. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали как синонимы и обозначались одним словом gift.

5. В XVI—XVII веках в Германии название налогов было связано с просьбой государства уплатить налог, в дальнейшем же налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству.

6. В XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством. Так, в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т.е. долг, обязанность, во французиком – impot, что означало принудительный платеж (отсюда и берет свое начало афоризм: «Платить налоги и умереть должен каждый»).[3]

Таким образом, со временем налог превратился в основную форму государственных доходов. На исключительное значение налогов для государства обращал внимание К. Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII века. Налоговая теория — это система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении для экономики и социально-политического развития общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения и классифицируются как общие и частные теории налогов.

К общим теориям относят учения, отражающие назначение налогообложения в целом, дающие обоснование налога и аргументирующие его экономическую суть. К общим можно отнести следующие учения:

Теория обмена — теория, обосновывающая договорные отношения между правительством и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог — мера мены за услуги). Эта теория опиралась на идеи невмешательства средневекового государства в экономику, а также непроизводительного характера оказываемых государством услуг.

Атомистическую теорию можно считать разновидностью теории обмена. Суть ее состоит в том, что в обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, своей собственности, как от внешних, так и от внутренних врагов. Данный общественный договор является принудительным и не всегда справедливым, но все же это некий обмен, в конечном, счете, выгодный обеим сторонам сделки.

Теория наслаждения. Под наслаждением понимается порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов. Таким образом, налоги согласно данной теории есть цена, уплачиваемая гражданином за получение им от государства наслаждения.

Теория налога как страховой премии. Суть ее состоит в том, что налог приравнивается к страховому платежу. Налогоплательщик страхует свою собственность от различного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу. Поскольку издержки охраны и защиты должны распределяться по величине охраняемой собственности, общество и образует как бы специфическую страховую компанию, которая занимается не возмещением ущерба при наступлении страхового случая, а предотвращением его наступления.

Классическая теория налогов. Согласно данной теории налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, плата за услуги и т.д.) налогам не отводилась. Все остальные расходы (правосудие, образование, содержание общественных заведений, строительство дорог) должны финансироваться за счет специальных пошлин, имеющих возмездный характер и уплачиваемых заинтересованными в данных услугах лицами.