Но развитие России было прервано: сначала I Мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и прочее), потом Февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.
Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому, дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.
Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды. В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов.
В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.
1.1. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА В РОССИИ
Профессия сборщика налогов появилась вместе с формированием первых государственных образований. Обывательское мнение издревле предвзято и неблагосклонно к мытарям. Свидетельство тому можно найти в неожиданном месте, Библии: "...некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса. И забежав вперед, влез на смоковницу. Иисус: увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешил, сошел и принял Его с радушием. И все, видя то, начали роптать и говорить, что он зашел к грешному человеку".[5;С.98].
Мытари - реально существовавшие персонажи Нового Завета. В Евангелиях упоминается служивший у римлян мытарем Левiй. Иисус "проходя увидел: Левiя Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: слъдуй за Мною. И онъ вставъ последовал за нимъ" (Евангелие от Марка, глава 2, Стих 14). Писатель самого раннего Евангелия, известный в церковной среде под именем Матфей, в прошлом был тем самым мытарем Левiем. Какая еще профессия может гордиться такими историческими корнями? [12;С.118].
В русском языке слово "мытарь" и однокоренные с ним слова имеют много полярных значений. Обратимся к "Толковому словарю живого Великорусского языка" В. Даля, ограничившись их толкованием применительно к налоговым правоотношениям. "Мытъ, мыто, пошлина, мытный, мытенный, къ мыту, пошлинъ или акцизу относящийся. Название мытных дворов осталось «понынъ за зданьями, какъ нпр. въ Москвъ, в Нижнемъ; тут же бывал и торг. Качу лавочку, качу мытный двор, качу свой торжекъ!, дразнятъ торговокъ Мытня, мытница. Таможня, мытный домъ или дворъ, гдъ собирали встаръ пошлину. Мытарь црк. мытник, мытчикъ, мытовщикъ, сборщик мыта с продаваемого на торгу. Мытарство ср. мъсто взиманья мыта, пошлины, мытарский, относящийся къ мытарству, принадлежащiй к мытарям. Мытоиманье, ср. сборъ мыта, пошлины."[8;С.83-84].
Исчезали государства, цивилизации, но оставшиеся, как и их предшественники, продолжали пополнять казну податями. "Деньги не пахнут", - изрек римский император Веспасиан, вводя налог за пользование канализацией.
К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300 - 3200 годам до н. э. и представляют собой глиняные пластинки с письменными отчетами подданных египетским царям о передаче им десятой доли имущества в виде полотна и растительного масла, некоторые специализированные средства массовой информации со ссылкой на неведомых экономистов утверждают, будто "начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение". Конечно, подобные мистические объяснения не приближают нас к познанию истины, но твердо указывают на фольклорные источники, которыми пользуются иные современные интерпретаторы генезиса налогов.
С позиций научного обоснования развитие российской налоговой системы прошло несколько больших исторических периодов. Каждый, из которых соответствует общеисторическим особенностям развития и строительства отечественного государства. Отсюда следует, что и налоги конкретной эпохи отражают присущей ей социально - экономические отношения.
На Руси специфика сборов налогов была обусловлена феодальной раздробленностью, самостоятельностью удельных княжеств. В силу чего изначально специальный орган по сбору подати на Руси отсутствовал и не было предпосылок к возникновению упорядоченной налоговой системы. Сбором подати занимались лично князья при помощи дружины . По поручению князя функцию сбора податей могли исполнять доверенные лица - данники. В любом случае, чтобы собрать подати, приходилось периодически посещать людские поселения. Собранная дань использовалась на содержание дружины и нужды княжеского двора. Сбор дани, особенно если она непомерна и несправедлива, занятие небезопасное. Общеизвестна в этой связи гибель Игоря - князя Новгородского и Киевского в 945 г. от рук древлян. Этот факт отражен в "Повести временных лет" летописца Нестора (около 1113 года). Названный письменный источник впервые упоминает о факте сбора налогов на Руси.[7;С.138].
В период татаро-монгольского нашествия сбором дани с населения, преимущественно в пользу поработителей, занимались осминники, мытники, пошлинники и другие специально уполномоченные чиновники. "Монголы остались жить вдалеке, заботясь только о сборе дани, нисколько не вмешиваясь во внутренние отношения:". Князья знали, что "...всякий, кто свезет больше денег в Орду получит ярлык преимущественно перед другими и войско на помощь". Следует отметить, что ордынцы в 1245 г. осуществили перепись населения Великого Киевского княжества. Целью такой переписи было определение налогооблагаемой базы.В конце ХIV века появляются должности дьяков и подъячих, казначеев, они занимались сбором оброков и их учетом. В обязанность населения входило содержание этих чиновных людей. Податное сословие облагалось дьячьими, подъячьими и казначеевыми пошлинами, вначале в натуральной форме, а позднее в денежной. Полномочия кормленщика определялись уставными грамотами. В получаемых кормленщиком доходных списках указывалось "как ему корм и всякия пошлины собирать". Характер сборов изменяется: "из частного дохода, вознаграждавшего заслуги служилого человека, они мало - помалу становятся государственным налогом".
Реформа местного управления, реализованная в 1556 г. царем Иваном IV Васильевичем Грозным, упразднила систему кормления, когда должностные лица содержались за счет населения. Вместо наместников и волостелей были созданы губные и земские учреждения, ведавшие, кроме вопросов местного управления, сбором налогов с тяглого населения. Во главе земских изб находились земские старосты. При таком подходе распределение податей осуществлялось правительством и обществом. Правительство определяло количество тяглых хозяйств, возможность платить налоги различными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати, между плательщиками исходя из материального состояния каждого.Для получения постоянного дохода с горожан московские князья прикрепили их к городам по месту жительства. "Гоньба за человеком, за рабочею, промышленною силою в обширном, но бедном и пустынном государстве делается существенным занятием правительства; ушел - поймать его и прикрепить к месту, чтоб работал, промышлял и платил". Такая политика государства вела к уклонению населения от уплаты податей и службы. Люди массово уходили с насиженных мест и скрывались в необъятных российских просторах.
Существовавшая стрелецкая подать - главный и обременительный государственный налог того времени, послужила толчком для начала в 1679 г. правительством царя Федора Алексеевича реформы налоговой системы Московского государства. И в 1681 г. "царским указом и боярским приговором" размер подати был понижен примерно на одну треть и разделен на разряды, сообразуясь с благосостоянием городов.