2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.
3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией / 1, с.70-71/.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:
- наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
- контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
- выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны/2, с.98/.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.
1.2 Сбалансированность бюджета, как элемент бюджетной политики зарубежных стран
Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями сбалансированности бюджета, как элемента бюджетной политики в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями.
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
В современных условиях при балансировании бюджета исходят из необходимости его антициклической ориентации, т.е. бездефицитный бюджет ныне не является безусловным приоритетом финансовой политики правительства, тогда как в XIX в. вопрос становился именно так. Смена механизма управления бюджетным дефицитом в соответствии с целями экономической политики связана с именем Дж.М. Кейнса. Он считал, во-первых, что целью государственной экономической политики является достижение несопровождающейся инфляцией полной занятости, во-вторых, что ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Такая политика является про-, а не антициклической. В третьих, по мнению Дж.М. Кейнса, балансирование бюджета будет иметь место в пределах экономического цикла, но не одного финансового года. Однако развитие мировых держав показало, что со временем происходит нарастание государственного долга и лишь иногда его снижение.
В XX в. циклические фазы профицитного и дефицитного состояния федерального бюджета США со значительными перепадами значений положительного и отрицательного сальдо становятся отчетливо выраженными. При этом речь идёт о достаточно длительных периодах, в течение которых федеральный бюджет был «хронически» сбалансирован и несбалансирован, и эти состояния были до известной степени независимы как от расстановки политических сил, так и от макроэкономического состояния экономики. Начало XX в. принесло Америке синдром устойчивых дефицитов. В период 1920-1930 гг. федеральные финансы отличались похвальной образцовостью, сравнимой разве что с периодом после окончания Гражданской войны и последовавшей за ней ускоренной индустриализацией США в 80-е гг. XIX столетия. В среднем за 1920-е гг. профициты составили 17,7 процента доходной части федерального бюджета. Поэтому важно провести более четкую разграничительную линию между сбалансированным и «положительно» несбалансированным бюджетом. В узком смысле этого определения сбалансированный бюджет – тот, в котором сальдо доходов и расходов либо равно нулю, либо имеет значения, близкие к нулевым. Бюджеты же с показателями профицита, отмеченными в США в 1920-е гг., не являются сбалансированными; скорее, их даже можно считать «положительно» несбалансированными. Аналогичная ситуация имела бы место в современной России, если бы не был создан Стабилизационный фонд, в который направляются так называемые сверхдоходы от мировых цен на нефть. Великая депрессия и Вторая мировая война принесли с собой достаточно длительную эпоху несбалансированных федеральных бюджетов США, которые имели огромные – относительно и абсолютно – дефициты в период с 1931 по 1946 г., т.е. в течение 16 лет. В частности, в 1931-1940 гг. дефициты составляли в среднем 41,6 процента всех федеральных расходов за этот период; в 1941-1946 гг. – 52,1 процента. Развитие системы национальных экономических счетов США в послевоенный период позволило определить более точно (на систематической основе) относительную степень тяжести дефицитного финансирования для экономики США в то время. В частности, в 1934-1946 гг. они достигли в среднем почти 10 процентов ВВП. Эти показатели стали рекордными за всю фискальную историю США, непревзойденными и по сей день /2, с. 57/.
На сегодняшний день дефицит бюджета США составляет 1,7 процента от ВВП (Приложение А).
Что касается Германии, то рост государственных расходов на протяжении 30 последних лет создал огромный государственный долг, который в 1989 г. составлял 900 млрд. марок, в 1999 г. – 2200 млрд. марок. Несбалансированность бюджета характеризовалась относительно высоким и устойчивым бюджетным дефицитом в начале 1980-х гг. – от 3,3 до 4,9 процента ВВП. С 1990 г. в связи с объединением Германии вновь обнаружилась тенденция к довольно значительному увеличению государственных расходов и бюджетного дефицита, размеры которого ежегодно почти равнялись сумме финансовых средств, переведенных в новые федеральные земли /3, с.156/.
На параметры государственного долга и контроля за ним влияют маастрихтские критерии, зафиксированные в принятых в Маастрихте (Голландия) в 1991 г. документах о дальнейшем ходе западноевропейской интеграции, устанавливающие необходимые предпосылки для присоединения стран ЕС к валютному союзу. Во многих странах Сообщества они оказывают дисциплинирующее воздействие на бюджетную политику. В соответствии с этими критериями страны ЕС обязаны удовлетворять следующим требованиям:
- ежегодный дефицит бюджетов общественного сектора не должен превышать 3 процентов ВВП;
- государственный долг – не более 60 процентов ВВП.
Сегодня в Германии наблюдается тенденция к стремительному снижению бюджетного дефицита, на 2008г. дефицит составил 0,9 процента от ВВП (Приложение А).
В Великобритании и Франции, наоборот, дефицит бюджета стремительно увеличивается. По правилам Евросоюза, Еврокомиссия может принять санкции в отношении любой страны еврозоны, если она не справляется с финансовыми правилами альянса. 14 сентября на встрече министров финансов зоны евро французское правительство подверглось критике со стороны остальных членов ЕС.
Министр экономики Франции Кристин Лагард уже заявляла, что ее стране будет сложно справиться с тем, чтобы выровнять расходы и доходы бюджета к 2010 году. Выполнение этой цели может быть перенесено на 2012 год.
К июлю 2007 года дефицит государственного бюджета Франции увеличился до 47,44 миллиарда евро. 12 месяцами ранее он был равен всего 38,17 миллиарда евро /3/.
Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и Швейцария. Бюджетная система федеративных государств сложна, она состоит как минимум из трех составляющих: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Поэтому как бы ни был сбалансирован федеральный бюджет, он не в состоянии выполнять функции грамотного бюджетирования при отсутствии надлежащего бюджетного механизма на местах.