Ответственности за простое банкротство подлежали только лица производящие торговлю, которые лишались права на торговлю и заключались в тюрьму на срок от восьми месяцев до одного года и четырёх месяцев.[6]
Более активно регулирование банкротства начало осуществляться, с переходом к мирной жизни, после окончания революции 1917 года.
Так, в 1922 году, появился ГК РСФСР, который содержал нормы, регулирующие дела, возникающие в связи с несостоятельностью гражданских и торговых товариществ и физических лиц. К примеру, ст. 307 предусматривала, что полное товарищество прекращается, не считая других случаев, также объявлением товарищества несостоятельным по суду. Однако, на практике применение данных норм было затруднительным, т.к. принятый, в 1923 году, ГПК РСФСР не регулировал функцию объявления несостоятельности. Лишь в 1927 году ГПК дополнился 37 главой «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических», предусматривающей признаки несостоятельности: «Должник, прекративший платежи по долгам на сумму свыше трех тыщ рублей либо долженствующий прекратить их на означенную сумму по состоянию собственных дел, может быть признан несостоятельным, если трибуналом будет установлена неспособность его к полной оплате денежных требований кредиторам». А во 2-м разделе «О подсудности и порядке производства о несостоятельности», регламентировалось, что должник, возбуждающий дело об открытии несостоятельности, обязан представить суду перечень собственных кредиторов и должников с указанием их места жительства и сведений о состоянии собственного имущества.
Таким образом, очевидно, что законодательство рассматриваемого периода содержало сущностные (материальные) признаки банкротства, т.е. законодательство не подходило к данному институту с формальной стороны и принимало во внимание лишь денежные обязательства должника, что имеет место и в настоящее время.
Немного позднее, в 1929 году ГПК РСФСР был дополнен главой «О несостоятельности государственных компаний и смешанных акционерных обществ» и «О несостоятельности кооперативных организаций». Теперь, дела о банкротстве могли начинаться по иску должника, кредиторов, ведомства, которому подчинено предприятие должника, по иску либо суда, либо прокурора. Также была предусмотрена процедура объявления должника несостоятельным с ликвидацией имущества, заключение мирового соглашения, а также процедура «особого управления» имуществом неплатежеспособных должников, предусматривающаяся для компаний, в деятельности которых было заинтересовано правительство.
В начале 60-х годов общие нормы о банкротстве были исключены из гражданского законодательства, и снова, в русском гражданском праве возник институт несостоятельности (банкротства), в связи с конфигурацией конституционного строя, переходом к новым политическим, социальным и экономическим отношениям, а также конфигурацией законодательства.
В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990. №445-1, определялось, что предприятие, не выполнявшее свои обязательства по расчетам, могло быть в судебном порядке объявлено нулем в согласовании с законодательством РСФСР.[7] Позднее был издан Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992. №623 «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных компаний (банкротов) и применении к ним особых процедур» (утратил силу).[8] Однако, применялся он только в отношении государственных компаний.
В этот же год с целью регулирования института банкротства 19.11.1992 г. был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» №3929-1.[9]
Через год был издан Указ Президента РФ от 14.06.93 г. «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных компаний (банкротов) и применении к ним особых процедур», а немного позднее Указ Президента РФ от 22.12.93 г. №2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
До принятия нового ГК РФ понятие и признаки несостоятельности (банкротства) делились на сущностные (неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате продуктов, работ, услуг, обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом, а также с неспособностью удовлетворить требования кредиторов по причине неудовлетворительной структуры его баланса) и внешние (приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня пришествия сроков их выполнения, приостановление платежей, связанное с тем, что должник не способен обеспечить выполнение этих требований кредитора).
В ФЗ от 08.01.98 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» был закреплен только формальный или внешний признак банкротства (обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев с момента пришествия даты их выполнения, задолженность составляет 500 малых размеров оплаты труда).[10]
Как в дореволюционной России, в начальный период существования русской страны, так и в постсоветский период законодатель отдавал предпочтение сущностным (материальным) признакам несостоятельности (банкротства).
Проблема гражданско-правового регулирования банкротства стала новым витком развития гражданского права, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.
ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) было и остается, пожалуй, самой дискуссионных областью права.
Ярким дискуссионнным примером является не только законодательное закрепление отдельных институтов банкротства, но и само понятие несостоятельности в целом. Так, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. №127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Исходя из данного определения несостоятельности (банкротсва) встает логичный вопрос о критериях несостоятельности (банкротства).
По мнению Шершневича Г.Ф. для наличности несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества, то есть установленное превышение актива над пассивом (невозможность удовлетворить полностью каждого кредитора – установленный факт), или платежную неспособность, то есть предполагаемое превышение актива над пассивом (неискренность в исполнении обязательств, внушающая вероятность невозможности удовлетворить полностью всех кредиторов – предположение. Шершеневич Г.Ф. предпочитал ту систему банкротства, которая в основание несостоятельности ставила неспособность должника к платежам, а не недостаточность имущества, т.к. кредиторам крайне затруднительно собрать сведения об имуществе должника и его ценности и что недостаточность имущества скрывается во внутренних отношениях должника, неведомых кредиторам.[11]
В настоящее время выше указанные критерии несостоятельности (банкротства) получили название «неоплатность» и «неплатежеспособность».
В Законе о банкротстве не содержится точных определений понятий «неоплатность» и «неплатежеспособность», так, в общем смысле, под неоплатностью понимается состояние должника, при котором стоимость его имущества меньше общего размера его обязательств, а критерий неплатежеспособности характеризует состояние должника, при котором он признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного периода времени.[12]
Неплатежеспособность, с экономической точки зрения, представляет собой отсутствие или нехватку денежных средств связанных с превышением уровня заемного капитала по сравнению с собственным (превышение актива над пассивом, выявляется при составлении баланса и называется «практической неплатежеспособностью». Стоит учитывать и тот факт, что должник решивший продолжить свою деятельности может получить необходимые средства и возможно, что в этом случае, разрешение практической неплатежеспособности будет лишь вопросом времени.
В случае долговременного и устойчивого превышения пассива над активом у должника возникнет «абсолютная неплатежеспособность», которая и называется несостоятельностью (банкротством) хозяйствующего субъекта.[13]
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что в основе понятия банкротства лежит презумпция неплатежеспособности, согласно которой участник имущественного оборота, не осуществляющий расчетов с кредиторами по обязательствам и не вносящий обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в течение длительного периода времени, не в состоянии осуществить расчеты с кредиторами.
Неплатежеспособность является ключевым критерием для определения процедуры банкротства, подлежащей применению к должнику при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве. А что касается критерия неоплатности, то Витрянский В.В. отмечал, что использование данного критерия позволяет должнику водить за нос кредиторов, постоянно создавая ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя денежные средства на собственные цели без учета интересов кредиторов.[14] Действительно, при использовании критерия неоплатности предприятие-должник может годами не исполнять возложенных на него обязательств, для чего он поддерживает размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов, а признать такого должника банкротом невозможно.